Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.
Глава 3.
(1) Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: (2) горняя мудрствуйте, не земная. Со Христом приобщились вы воскресения, а Он выше всех, с Отцом сопребывая на небесах; посему подражайте горнему житию.
(3) Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе: (4) егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе. «Мертвы вы стали для жизни настоящей, потому что со Христом спогреблись в Крещении, приняли же надежду воскресения. Ибо сие значит сказанное: живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Как скоро Он воскрес, воскрешены и все мы, но еще не видим действительного события, тайна же воскресения нашего в Нем сокрыта. Посему, когда вторично явится, тогда обретем воскресение, насладимся бессмертною жизнью». Весьма кстати Апостол выразился о Христе: «явится, ибо и для вас Он невидим, а неверным совершенно неведом». То же выражение употребил и о нас; говорит: явитеся в славе, потому что в уповании имеем обетование благ, а тогда неведомое ныне будет явно. А поскольку Апостол отверг подзаконные соблюдения, то, чтобы не подумали, что безбоязненно можно грешить, по необходимости и об этом предлагает мудрые наставления.
(5) Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение. Сие Апостол назвал телесными удами, потому что через них возбуждаются сии страсти. Потому-то выразился с ограничением, не сказал: уды ваша, но присовокупил: яже на земли, то есть наклонность мыслей к худшему. И как бы так говорит.
Апостол: «Тело да не приводит в действенность греха». Лихоимство же назвал идолослужением, потому что Спаситель нарек господином маммону (Мф. 6, 24), научая, что поработившийся страсти любостяжания чтит богатство, как Бога.
(6) Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления. Апостол по необходимости присовокупил и угрозу наказанием.
(7) В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. Так и в Послании к Коринфянам сказал: И сими нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся (1 Кор. 6, 11) и так далее.
(8) Ныне же отложите и вы вся. Потом говорит, что именно:
Гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших. (9) Не лжите друг на друга. Так объяснив, что назвал телесными удами, показывает и самое тело, уды которого составляет все это.
Совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. Ветхим человеком назвал прежний образ жизни. Ибо говорит: в нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. Сегото ветхого человека совлеклись вы в Крещении.
(10) И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его. Ибо в начале Бог всяческих сотворил нас и напечатлел в нас точные черты Божия образа (Быт. 1, 27), которые [затем] повредил грех. Сие говорил Апостол и в Послании к Римлянам: ихже предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим. 8, 29), и в Послании к Филиппийцам: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21).
(11) Идеже несть Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар, Скиф, раб, свободь, но всяческая и во всех Христос. Апостол от образа обратил речь к первообразу. Ибо, рассуждая о всесвятом Крещении, изображает нам житие в будущей жизни. В ней нет ни малой подобной разности, но по прекращении греха во всех совершается Божия воля. Сие и сказал Апостол: всяческая и во всех Христос. Так говорит и в Послании к Коринфянам: да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Посему в будущей жизни облечемся в совершенно нового человека, потому что избавимся в ней от тления и облечемся в нетление, в Крещении же совершаем прообразование будущей жизни.
(12) Облецытеся убо яко избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, (13) приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение. Потом совет сей подтверждает примером.
Якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Взирайте на человеколюбие Владыки; сколь многих грехов оставление даровал вам? Посему подражайте Владыке, и каждый да прощает согрешения, соделываемые против него братом.
(14) Над всеми же сими любовь, яже есть соуз совершенства. Ибо она – и хранительница, и споспешница прочих заповедей. И как связи[181] придают крепость зданиям, так она доставляет совершенство и соединяет члены тела.
(15) И мир Божий да водворяется (βSαβFυzτω) в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле. Из всех вас призвавший вас Бог составил одно Тело, посему не раздробляйте его. Но если кто испытает от кого-либо что-нибудь скорбное, да содержит в сердце мир, который и определяет и раздает награды за подвиги и приводит в угодное Богу единомыслие.
И благодарни бывайте. Самыми делами свидетельствуйте благодарность свою Владыке.
(16) Слово Божие да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердце вашем Господеви. Непрестанное поучение словесам Божиим предписывает и ветхий Закон. Ибо сказано: поучайся о них седяй, и востая и лежа и идый путем (Втор. 6, 7). То же повелевает и божественный Апостол, а именно: хранить всегда в душе учение Христово, песнословить Христа и освящать язык духовными песнями. А сие в сердце значит: не устами только.
(17) И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса, благодаряще Бога и Отца Тем. Поскольку они повелевали почитать Ангелов, то Апостол повелевает противоположное сему, а именно: и слова и дела украшать памятованием Владыки Христа, и говорит: «Тем, а не через Ангелов воссылайте благодарение Богу и Отцу». Сему-то следуя закону и желая уврачевать старую болезнь, и собор Лаодикийский узаконил не молиться Ангелам[182] и не оставлять Господа нашего Иисуса Христа. После сего уже Апостол предлагает наставления частные.
(18) Жены, повинуйтеся своим мужем, якоже подобает, о Господе. Поскольку случалось и благочестивым женам вступать в брак со злочестивыми, то по необходимости сделал ограничение. Ибо сказал: о Господе, то есть как повелевает закон Господень.
(19) Мужие, любите жены ваша и не огорчайтеся к ним. Женам предписал законом покорность, а мужьям любовь, повелевая обходиться с женами кротко, как с собственными своими членами.
(20) Чада, послушайте родителей во всем: сие бо угодно есть Господеви. Ибо сие повелел в Законе Своем Бог (Исх. 20, 12).
(21) Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают. И вам надлежит не оскорблять детей, но что только прилично делать и в их угождение.
(22) Раби, послушайте по всему плотских господий. Апостол показал, что душа свободна и только тело подлежит рабству.
Не пред очима точию работающе аки человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога. «С надлежащим благомыслием служите господам без всякого злонравия». Объясняя же сие: не пред очима точию работающе, Апостол присовокупил:
(23). И всяко, еже аще что творите, от души делайте. И чтобы сделать их еще более усердными, прибавил:
Якоже Господу, а не человеком. Ибо за сие уготована вам награда. И сие дают видеть последующие слова.
(24) Ведяще, яко от Господа приимите воздаяние достояния вашего; Господу бо Христу работаете. Достаточное для рабов утешение – знать, что служат не людям, но Господу. Поскольку же господами бывают и люди несправедливые, то Апостол по необходимости присовокупил:
(25) А обидяй восприимет, еже обиде, и несть лица обиновения. Если господа, говорит Апостол, и не воздают вам за служение ваше добром, то есть правдивый.
Судия, Который не различает ни раба, ни господина, но произносит справедливое определение.