Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.

Глава 2.

(1) Ты же глаголи, яже подобает здравому учению. Да не смущают тебя, говорит Апостол, учащие противному, ты по обычаю преподавай Божественные наставления. Сказует же и нечто приличное каждому возрасту.

(2) Старцем трезвенным быти — всегда бодрствовать и трезвиться и иметь приличное возрасту благоразумие.

Честным — и по наружности благоприличным. Целомудренным — попечительным о доброй жизни.

Здравствующим верою, любовию, терпением — чтобы им и искренно веровать, и отличаться любовью к ближнему, и мужественно переносить, что терпят от неприязненных врагов истины.

(3) Старицам такожде во украшении святолепным. Старицами наименовал Апостол преклонных летами, а не удостоившихся какого-либо служения; святолепным же назвал приличие степенного поведения.

Не клеветливым, не вину многу порабощенным. Сие поставил на вид и в Послании к Тимофею (1 Тим. 3, 3).

Доброучителным. Потом сказует Апостол, кого и чему надлежит им учить.

(4) Да уцеломудрят юныя, мужелюбицам быти, чадолюбицам, (5) целомудренным, чистым, домы добре правящым, благим, покаряющымся своим мужем, да не слово Божие хулится. Ибо то, что иные под предлогом богочестия оставляли мужей, навлекало хулу на проповедь.

(6) Юношы такожде моли целомудрствовати. Ибо сия добродетель преимущественно украшает юность, потому что на нее сильнее нападает страсть похотения. Потом Апостол учит, как должно делать учение убедительным.

(7) О всем же сам себе подавая образ добрых дел, во учении. «Образцом предлагаемых тобою учений да будет жизнь, потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным доверия». Сказует же Апостол и что надлежит делать. Целость, честность, нетление — вот отличительные черты похвальных дел! Излагает же Апостол и правила правого учения.

(8) Слово здравое, незазорное. А таково слово, украшаемое духовной благодатью. Да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно. Ибо когда и что говорится, украшается истиною, и что делается, согласуется со словами, тогда заграждаются уста и самых злоречивых.

(9) Рабы, своим господем повиноватися, во всем благоугодным быти. Сказано во всем, то есть относящемся к оказанию телесных услуг господам. Ибо если.

Господин велит нечествовать, то он не обязывает раба повиноваться; и сие видно из последующего.

Не прекословным, (10) не крадущым, но веру всяку являющым благу. Да украшаются благорасположением и свободою, да прилагают попечение об оказании услуг господам. И сие, как явно, Апостол узаконивает рабам, уверовавшим уже. Ибо и сие присовокупил:

Да учение Спасителя нашего Бога украшают во всем. Ибо в похвалу Божественной проповеди служит, что и слуги допустили в себе такую перемену мыслей. Потом Апостол излагает цель Божественного Домостроительства.

(11) Явися бо благодать Божия спасителная всем человеком, (12) наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, чтобы всех людей, и господ и слуг, сподобить спасения, предуготовив к тому, чтобы сверх злочестия оставили и беззаконную жизнь. Но Апостол указал нам и прямой путь, повелев жить в благочестии и целомудрии; показывает же и плод преуспеяний.

(13) Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Подал же нам Апостол и надежду славного Его пришествия, в которое обетовал Он совершить самые великие воздаяния. Великим Богом назвал Апостол Христа, обличая еретическую хулу. Напоминает же о Владычнем страдании тем, что уже совершено, уверяя в будущем.

(14) Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом. Для сего-то Христос за всех нас принял смерть, чтобы, прекратив мучительство смерти, избавить нас от горького оного рабства и сделать Своим собственным народом, любителем и ревнителем похвальных дел.

(15) Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя презирает, то есть не пренебрегает тобой. Ибо обучившемуся Божественным урокам надлежит делать сие не с уступчивостью и какою-то боязнью, но учить с дерзновением и делать выговоры, где должно.