Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.
Глава 4.
(1) Молю убо вас аз юзник о Господе. Упоминания об узах достаточно для того, чтобы и страждущих крайним бесчувствием возбудить к добродетели. «Ибо за вас, – говорит Апостол, – обложен я узами. Если бы не хотел проповедовать, то, конечно, был бы от них свободен». Достойно же удивления в божественном Апостоле и сие, что узами за Христа величается более, нежели царь диадемою. О чем же молишь ты, апостол?
Достойно ходити звания, в неже звани бысте. «Возлюбите образ жизни, соответственный званию, не поругайте благодеяния беззаконною жизнью». А поскольку, пользуясь духовными дарованиями, они творили чудеса, говорили разными языками и имели в себе пророческую действенность – сего же достаточно было для надменной о себе мысли, – то Апостол прежде всего об этом предлагает им увещание.
(2) Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, (3) тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Все вы сподобились единой благодати, единый источник разливает различные потоки. Посему, водясь смиренномудрием и кротостью, терпите друг друга по закону любви и храните союз мира.
(4) Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего. Единый приняли вы Дух, одно составляете Тело, одно дано вам упование воскресения и Царства Небесного. (5) Един Господь, едина вера, едино крещение;
(6) един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех вас. Апостол везде употребил слова едино и един, приводя тем в согласие Церковь. «Единого, – говорит, – имеем Господа, единое приняли Крещение, одну принесли веру, един у всех нас Бог и Отец. Посему надлежит вам, как братьям, иметь единомыслие между собою». Сие же над всеми означает владычество, чрез всех — Промысл, во всех — вселение.
(7) Единому же комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова. Сим утешает принявших по видимости меньшие дарования и показывает, что раздает их Владыка Христос, как бы так говоря: «Не огорчайтесь, потому что Сам Христос, как ведомо.
Ему, отмерил каждому благодать». Подтверждает же слово сие и пророческим свидетельством.
(8) Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком. Псалом говорит: приял еси даяния во человецех (Пс. 67, 19); Апостол же поставил: даде. Совершает же [Христос] и то и другое, потому что, приемля веру, воздает благодатью. Весьма точно употребленное Пророком выражение: пленил еси плен, потому что не тогда пленил нас, когда были свободными, но пленил, когда были пленниками диавола, и даровал нам свободу. Потом Апостол объясняет, что значит восхождение [на высоту].
(9) А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли? Восхождение указывает на сошествие. Ибо, сошедши прежде и устроив наше спасение, потом уже взыде, потому что долнейшими странами земли Апостол назвал смерть. Так и Пророк говорит: Положиша мя в рове преисподнем (Пс. 87, 7); и еще: и состав мой в преисподних земли (Пс. 138, 15).
(10) Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая. Ибо не иной сошел и иной восшел, но, если сказать кратко, иначе сниде и иначе взыде. Ибо, сойдя бесплотным, восшел с телом. Сошествие же не означает какого-либо пространственного нисхождения, но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний принял на Себя таковое уничижение.
(11) И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, (12) к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова. В то время, как говорил я неоднократно, были сподобившиеся пророческой благодати. История Деяний упомянула о пророке.
Агаве и о других пророчествовавших в Антиохии (Деян. 11, 27–28), а в числе их был и сам божественный Апостол; были и благовестники, а в числе их и блаженный Филипп, один из семи (Деян. 21, 8); пастырями же и учителями называет Апостол поставленных по городам и селам, почему и упомянул о них после благовестников, так как последние проповедовали, ходя с места на место. Дарования сии, говорит Апостол, дал Господь в созидание и пользу верующих, потому что их нарек Телом Христовым.
(13) Дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Совершенства же достигнем в будущей жизни. Посему в настоящей жизни имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей.
(14) Да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения. Младенствующим еще свойственны опрометчивость и легкомыслие. Таковы, говорит Апостол, были и мы прежде призвания, как бы волнами носясь туда и сюда и доверяя обманщикам. Ложью же (LυβFeα) называет ухищренность. Слово сие в греческом происходит от глагола «играть в шашки», играющим же свойственно передвигать шашки туда и сюда и делать это ухищренно. И кознями льщения назвал хитрые средства. Ибо диавол не открыто повелевает прелюбодействовать, но или уловляет посредством очей, или пленяет слухом, не явно побуждает отречься Бога, но заставляет прибегать к гаданиям по птицам, к предзнаменованиям, к употреблению охранительных амулетов[157].
(15) В любви да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: любы нелицемерна (Рим. 12, 9); сказал и в Послании к Коринфянам: в любви нелицемерне (2 Кор. 6, 6). Так и здесь повелевает иметь истинную любовь и ею взращивать богатство добродетели о Самом Владыке. Ибо сказано: всяку розгу о Мне не творящую плода берут и бросают в огонь (Ин. 15, 2). И поскольку Апостол назвал опять Господа Главою, то показывает, сколько благ подается от Главы.
(16) Из Него все тело составляемо и счиневаемо приличне всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию, то есть как глава всем частям тела сообщает силу ощущения, потому что источник силы чувствования есть мозг, так Владыка Христос, составляя Главу, разделяет духовные дарования, сочетая члены Тела в единое стройное целое. Осязанием же нарек Апостол чувство, потому что и оно есть одно из пяти чувств, и частью на именовал он целое.
(17) Сие убо глаголю и послушествую о Господе. Апостол снова возвратился к сказанному в начале увещания и свидетельствуется памятованием о Господе. «При свидетеле Господе сказую сие», – говорит он. О чем же свидетельствует?
Ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят. Прочими языками называет еще не уверовавших. А как они ходят?
В суете ума их, водясь злочестивыми помыслами, боготворя несуществующее.
(18) Помрачени смыслом суще. Неведение Бога он нарек тьмою. Потом обличает и беззаконие жизни.
Отчуждени от жизни Божия. Жизнью Божиею он назвал жизнь добродетельную. Называет же и причину беззакония.
За невежество сущее в них, за окаменение сердец их. Так и пророк Давид говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13, 1). Окаменением же сердца назвал Апостол крайнюю бесчувственность, потому что в теле окаменевающие части не имеют никакого чувства, как совершенно омертвевшие. Сие и сказал божественный Апостол. Ибо присовокупляет:
(19) Иже в нечаяние вложшеся (здесь должно поставить знак препинания), предаша себе студодеянию, в делание всякия нечистоты в лихоимании. Страдали сперва беззаконием, потом пресыщением, потому что, поползнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностью. Потом безбоязненно уже отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь растленной жизни. Ибо лихоиманием Апостол назвал незнание меры. Из сего уразумеем и сказанное в Послании к Римлянам: предаде их Бог в неискусен ум (Рим. 1, 28). Ибо назвал так попущение. Здесь же ясно показал, что сами себя предали непотребству. Таковы наставления злочестия; наставления же Владыки Христа совершенно противоположны.
(20) Вы же не тако познасте Христа, (21) аще убо слышасте Его, и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе. Сообщает же Апостол и самые сии правила.
(22) Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: (23) обновлятися же духом ума вашего, (24) и облещися в новаго человека созданаго по Богу в правде и в преподобии истины. Ветхим человеком назвал Апостол не самое естество, но действенность греха. Ибо крещаемый слагает с себя не тело, но оскверненную греховную одежду. Новым же человеком нарек живущего по евангельскому законоположению. А человеком назвал и добродетель, и порок, потому что людьми они совершаются. А духом ума нарек духовное стремление ума. Говорит же, что свойственно новому человеку.
(25) Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове. Всего неприличнее тем, которые друг для друга служат членами, говорить друг другу, чего нет. Это несвойственно членам. Глаза, усматривая стремнины и пропасти, указывают их ногам, чтобы они уклонились и не причинили вреда всему телу. И слух, ощущая звуки, дает о том знать глазам, и чувства не лгут одно другому, потому что общий [для всего тела] бывает вред от лжи.
(26).
Гневайтеся (здесь поставь знак препинания), и не согрешайте. Дает закон, соразмерный естеству, ибо знает, что рассудок не всегда мужественно переносит приражение страсти. Посему повелевает как можно скорее утишать гнев. Ибо присовокупляет следующее: Солнце да не зайдет во гневе вашем. Мерою раздражения дал меру дня. Ибо опасается, чтобы помысл, безмолвствуя ночью, не усилил болезни. Знает и хитрые способы диавола. Почему присовокупил:
(27) Ниже дадите место диаволу. Так предложив приличное сей страсти врачевство, переходит к другой страсти.
(28) Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Поскольку грех сей преимущественно порождается праздностью, то справедливо противопоставил ему доброе делание. Ибо есть и худое делание; один из видов его – воровство. Повелевает же Апостол заниматься деланием не ради одного чрева, но и на потребность нуждающимся. Так, уврачевав болезнь рук, врачует недуг языка.
(29) Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших. Слово гнило — сквернословие, злоречие, клевета, хула, ложь и тому подобное.
Но точию еже есть благо. Но и такое слово повелевает произносить вовремя. Ибо присовокупил и сие:
К созданию веры, да даст благодать слышащым. Благодатию назвал приятность, то есть чтобы слово казалось удобоприемлемым для слышащих.
(30) И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления. Оскорбляет же Духа Святого противоположное сказанному – беззаконная жизнь. А Всесвятой Дух сделал нас стадом Божиим.
(31) Всяка горесть и ярость и гнев, и кличь и хула да возмется от вас, со всякою злобою. Надлежит с корнем истребить весь рой этой страсти.
(32) Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть нам. Переносите недостатки друг друга и уподобляйтесь Богу всяческих, Который Владыкою Христом даровал нам оставление всего множества наших грехов.