Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.
Глава 3.
(1) Прочее, братие моя, радуйтеся о Господе. Исполняйтесь всякого духовного веселия.
Таяжде бо писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо. Другого послания не писал к ним, но в этом одном предложил многие наставления.
(2) Блюдитеся от псов. Псам свойственно бесстыдство. Поскольку упомянутые выше учителя, будучи многократно обличены, что злонамеренно искажают проповедь, не оставляли худого своего произволения, то справедливо Апостол назвал их псами. Но в древности это было наименованием язычников. Несть добро, – говорит Господь, – отъяти хлеба чадом и поврещи псом (Мф. 15, 26). С обстоятельствами же изменяются и имена: язычники нарицаются сынами, а иудеи – псами.
Блюдитеся от злых делателей. Ибо не созидают, но намереваются разрушить здание. Блюдитеся от сечения. Ибо, проповедуя обрезание, покушаются рассечь и Тело Церкви.
(3) Мы бо есмы обрезание, иже духом Богу служим и хвалимся о Христе Иисусе, а не в плоти надеемся. То же сказал Апостол и в Послании к Римлянам: и обрезание сердца духом, а не писанием (Рим. 2, 29). Сие и Бог повелел иудеям устами Пророка: обрежите жестосердие ваше (Иер. 4, 4).
(4) Ибо и аз имею надеяние такожде во плоти. Но да не подумает кто, что говорю это как необрезанный и не имею права похвалиться обрезанием. Аще кто ин мнит надеятися во плоти, аз паче. Весьма кстати он употребил слово мнит, потому что справедливо не надеялся на плоть. Потом в подробности перечисляет все, что уважалось у иудеев.
(5) Обрезан осмодневно, потому что не как пришелец принял я обрезание.
От рода Израилева. Не от пришельцев произошел я, но хвалюсь предком израильтянином.
Колена Вениаминова. Не принадлежу к числу полурабов, но произошел от свободной, от возлюбленной Рахили, за которую работал патриарх Лавану (Быт. 29, 20).
Евреин от Еврей. Дошел Апостол до самого корня; потом уже переходит к нравственным качествам.
По закону фарисей. Ибо фарисейская ересь была лучшею.
(6) По ревности гоних Церковь Божию. Не из честолюбия, не из тщеславия, не завистью подвигнутый, как князья иудейские, разорял я Церковь, но пламенея ревностью к Закону. По правде законней быв непорочен. Апостол показал неточность правды законной; посему-то не сказал неопределенно: по правде быв непорочен, но присовокупил: по правде законней. Так перечислив все это, показывает, что нимало не величается этим, и говорит:
(7) Но яже ми бяху приобретения, сия вмених Христа ради тщету. В сравнении с высшим Апостол именовал тщетою низшее, потому что излишен светильник, когда воссияло солнце, излишен детоводитель для принявших совершенную мудрость, бесполезно молоко кормилицы вкушающим совершенную пищу. Говорит же это Апостол яснее.
(8) Но убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, Егоже ради всех отщетихся: и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу. По причине высшего ведения, тщетою называю низшее и пренебрегаю малым ради большего. Не потому бегу, что это худо, но потому, что предпочитаю важнейшее и, получив зерно, почитаю мякину излишнею; ибо уметами называется самая грубая и жесткая часть соломы. На этом держится пшеничное зерно, но после сбора пшеницы выкидается это. Так, Закон указывал на Христа, но, когда Христос пришел, Закон стал излишен.
(9) И обрящуся в Нем, неимый моея правды, яже от закона, но яже верою Христовою, сущую от Бога правду. Какая же это правда?
В вере, (10) яко разумети Его, и силу воскресения Его. Сия правда состоит в том, чтобы верою уразуметь, что Христос есть Бог и Творец всего, и воспринял наше естество, соделывая наше спасение, и воскресил воспринятое Им тело, устрояя общее воскресение всех людей. Ибо силою воскресения Его Апостол назвал цель воскресения.
И сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его,
(11) аще како достигну в воскресение мертвых. Стараюсь же участвовать с Ним и в страданиях, подражать спасительной Его смерти, чтобы причаститься и воскресения.
(12) Не зане уже достигох, или уже совершихся, гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса. Он сперва меня настиг, уловил в сети. Бежал я от Него, крайне отвращался, но настиг Он меня бегущего. Посему гонюсь вслед за Ним, желая настигнуть Его, чтобы не лишиться спасения.
(13) Братие, аз себе не у помышляю достигша. Сие говорит Апостол высоко думающим о своих сделанных уже успехах, смиряя их высокое о себе мнение.
Едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, (14) к намеренному теку, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Иные утверждали, что сие: задняя забывая — сказано о житии подза́конном[171], но думаю, что Апостол сказал это о трудах проповеди, потому что обычно для него делать отступления и к учениям нравственным примешивать догматические. Посему говорит: «Забываю прежние труды, усердно же поспешаю простираться вперед; у меня одна цель – воспользоваться предлежащими наградами, а это есть Царство Небесное». И награду назвал он почестию.
(15) Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим: и еже аще что мыслите, и сие Бог вам открыет. Таких мыслей надлежит нам держаться о предлежащих наградах. Если и не точно знаем, в чем они состоят, то должно нам знать, что покажет это нам Подвигоположник Бог.
(16) Обаче в неже достигохом, темже правилом да жителствуем, тоже да мудрствуем. Снова ведет Апостол с ними речь о согласии. Правилом же назвал евангельскую проповедь. А правило есть определение правоты, ни в чем не имеющее нужды. Посему заповедует им не терпеть примешивающих к Евангелию установленного Законом. Потом как бы в некий образец представляет себя самого.
(17) Подобни ми бывайте, братие. И, давая видеть, что многие стремятся к одной с ним цели, присовокупил:
И смотряйте тако ходящыя, якоже имате образ нас. Последуйте им, если предлагают одно с нами учение.
(18) Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плачя глаголю, враги креста Христова,
(19) имже кончина погибель, имже Бог чрево, и слава в студе их. Назвал их врагами Креста, как учащих, что без подзаконного жития невозможно улучить спасение. Богом же их назвал чрево, обличая их в чревоугодии. Ибо иудеи особенно прилагают великое попечение о пище и уставом праведности признают роскошь в субботу, вменяя себе в славу то, чего должно было стыдиться.
Иже земная мудрствуют. (20) Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса Христа, (21) Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая. Итак, они прилепились к земле, а мы помышляем о небе и оттуда ждем Владычнего Пришествия. Ибо Господь, освободив тело наше от тления, украсит оное бессмертием. В залог же сего упования дал нам то, что воскресил собственное Свое тело и исполнил оное славы. Сие: преобразит — употребил Апостол, обозначая не претворение образа, но избавление от тления. Сказал же, что тело наше сделается сообразным телу славы Его не по количеству, но по качеству славы, потому что и оно будет световидно. А сотворит Господь это как имеющий неизреченную силу, легко прекращающий тление и смерть, прелагающий тела наши в бессмертие и всех приводящий к тому, чтобы к Нему возвели взор.