Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.
Глава 12.
(1) Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, бремя всяко отложше и удобь обстоятелный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг. Повсюду, говорит Апостол, предстоят нам образцы благочестия, и такое множество, густотою уподобляющееся облаку, свидетельствует о силе веры. Посему, взирая на них, облегчим себя для стремления, свергнем с себя бремя лишних забот. Таким образом сможем избежать и удобно совершаемого греха. Но прежде всего другого имеем мы нужду в терпении, чтобы победить в предстоящем подвиге. Удобь же обстоятелным Апостол назвал грех, как легко совершаемый и пребывающий, потому что и око обольщается приманкой, и слух услаждается, и осязание приводится в щекотание, и язык весьма поползновенен, и помысл стремителен к худшему. Но Апостол представляет и важнейший Первообраз.
(2) Взирающе на началника веры и совершителя Иисуса. То и другое сказал Апостол о Христе по Его человечеству.
Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе. Он мог и не страдать, говорит Апостол, если бы пожелал сего, но потерпел страдание и по страдании совосседает с родившим Его Отцом.
(3) Помыслите убо таковое Пострадавшаго от грешник на них[213] прекословие, да не стужесте, душами своими ослабляеми. Сие на них (είζ έαύτούζ) сказано вместо «на себе самих» (είζ έαύτούζ). «Помыслите, – говорит Апостол, – в себе самих, коликое прекословие претерпел от грешник Владыка всех. Из сего получите достаточное утешение». Потом Апостол предлагает им и более сильное врачевство.
(4) Не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, (5) и забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаем. (6) Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч. 3, 11–12). Сие не противно сказанному прежде. Ибо там Апостол засвидетельствовал о них, что с удовольствием приняли разграбление имений и мужественно переносили укоризны за благоче стие (Евр. 10, 33–34), а здесь порицает их, как ослабевающих. Кстати же сказал: не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, сравнительно показывая, чего им недостает против тех, которые камением побиени быша, и претрени быша, и убийством меча умроша. Потом, напомнив увещание, взятое из притчи (Притч. 3, 11–12), Апостол присовокупил:
(7) Аще наказание терпите (если мужественно терпите налагаемые наказания), якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец? (8) Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. Отцы, говорит Апостол, имеют обычай наказывать законных детей и, видя, что учителя их бьют, не огорчаются, потому что видят плод от наказания. О детях же незаконнорожденных небрегут и не удостаивают их равного попечения. Посему если и вы уклоняетесь от наказания, то принадлежите к числу детей незаконнорожденных.
(9) К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем? Принимая наказание, налагаемое отцами плотскими, ужели не возлюбим наказания, налагаемого Отцом духовным? И Отца духовного Апостол назвал Отцем духовом, как источник духовных дарований, с которыми дал нам и достоинство усыновления. Потом показывает и различие в наказании.
(10) Они бо в мало дний, якоже годе им бе, наказоваху: а Сей на пользу, да причастимся святыни Его. О плотских сказал: яко же годе бе, потому что не все учат полезному. Но говоря о Боге, показал плод наказания, ибо говорит: «Ему угодно сделать нас святыми и причастниками Своей святыни». Потом выражается определительно.
(11) Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды. Начатки всякого обучения прискорбны и крайне огорчительны, но приносят достоудивительные плоды: мир по Богу и достохвальную праведность. Так и Господь сказал, что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). (12) Темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите: (13) и стези правы сотворите ногами вашими, да не хромое совратится, но паче да изцелеет. В этом иное привел Апостол из Притчей, а иное из пророчества Исаиина; ибо сему: стези правы сотворите ногами — учит наставление, помещенное в Притчах (Притч. 4, 26); а сие: укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая, – сказал пророк Исаия (Ис. 35, 3). А сим божественный Апостол дает разуметь, что ослабевшие при множестве опасностей делались медлительнейшими на пути благочестия. Сего же достаточно к низложению Новатовой кичливости[214]. Ибо Апостол подвизавшихся славно, потом ослабевших, укрепляет в силах и врачует целебными пособиями покаяния, сказав хромое и обещав исцеление. Предлагает же им и правила деятельной добродетели.
(14) Мир имейте со всеми. Это сказал и в Послании к Римлянам: Аще возможно, – говорит, – еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18). Делай свое дело, покажи усердие.
И святыню, еяже кроме никтоже узрит Господа. Святынею Апостол назвал целомудрие. А в нем можно преуспевать и живущим в браке, ибо честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр. 13, 4).
(15) Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия. Имейте попечение не о себе только, но и друг о друге, и колеблющегося поддержите, и имеющего нужду в руководстве уврачуйте.
Да не кий корень горести, выспрь прозябаяй, пакость сотворит, и тем осквернятся мнози. Сие написал и коринфянам: Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит? (1 Кор. 5, 6). Корнем же горести наименовал и лукавые учения, и развращенную жизнь. Ибо сие и присовокупил:
(16) Да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое. Блудодейством Исава Апостол назвал чревоугодие, ибо по причине оного Исав отдал благословение первородных (Быт. 25, 29–33). Но не погрешит и тот, кто блудом Исава назовет беззаконный его брак, потому что взял за себя жен иноплеменных (Быт. 25, 34).
(17) Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть: покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его. И сие последователи Новатовы почитают своим оружием, но поражены будут собственными своими стрелами. Ибо Исав плакал, не покаяние принося, но завидуя благополучию брата (Быт. 27, 34). Сие же самое потерпел и Каин; ибо сказано: испаде лице его (Быт. 4, 5), но не оттого, что худо принес жертву, а оттого, что видел брата предпочтенным по Божию определению. Сие подразумевал и божественный Апостол в сказанном им, ибо говорит: покаяния места не обрете, то есть не нашел пути к покаянию, и не о том проливал слезы, что помыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его, ибо сказал: Да приближатся дние плача отца моего, да бых убил Иакова брата моего (Быт. 27, 41). Не без намерения же божественный Апостол упомянул об Исаве, но научая, что и он, будучи первородным, за чревоугодие и злонравие лишен благословения, и иудеи, отличенные первородством и за чревоугодие порабощенные излишествам Закона, утратили спасение, а язычники – народ новый, для которого Иаков служил прообразом, – воспользовались первородством. Посему Апостол уверовавшим из иудеев предписывает не соревновать беззаконию первородного, но приобщиться благословению народа младшего. Начиная отсюда, Апостол обращает речь еще к иному сравнению, показывая превосходство преподанных благ Владыкою Христом.
(18) Не приступисте бо к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку, и буре, (19) и трубному звуку, и гласу глагол, егоже слышавшии отрекошася, да не приложится им слово. (20) Не терпяху бо повелевающаго: аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет (Исх. 19, 13): (21) и тако страшно бе видимое, Моисей рече: пристрашен есмь и трепетен. Страшно было, говорит Апостол, происходившее на горе Синай: видимый огонь, кружащийся всюду дым, мрак, тьма, буря и страшные звуки трубы. И это производило столько боязни, что не только народ сказал богомудрому пророку: Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог (Исх. 20, 19), но и сам законодатель, убоявшись, говорит: пристрашен есмь и трепетен. И Апостол показал, что было страшного, но не открыл, какой произрос от сего плод. Сказал: видимое (αvταζόμεvοv – «представляемое»), потому что евреи видели не Самого Бога всяческих, но некое представление Божия явления. Наконец открывает Апостол цель благодати и говорит:
(22) Но приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов,
(23) торжеству, и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу и духом праведник совершенных (24) и к ходатаю завета новаго Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева. Там, говорит Апостол, страх, а здесь праздник и торжество; то было на земле, а это – на небесах; там тысячи людей, а здесь тмы Ангелов; там неверные и беззаконные, а здесь Церковь первородных на небесех написанных, и духи праведник совершенных; там Завет Ветхий, здесь Новый; там ходатаем раб, здесь – Сын; там кровь бессловесных животных, здесь – Кровь словесного Агнца. Сие же: лучше глаголющей, нежели Авелева — значит: кровь, вещающая делами и показывающая собственную свою действенность, потому что кровь Авелева восхваляется, сия же содевает спасение людей. А первородными назвал Апостол избранных, потому что первородные по Закону получали двойную часть из наследства. Сказал же сие Апостол и показывая их превосходство, и предписывая им приступать с большим усердием.
(25) Блюдите же, да не отречетеся глаголющаго. Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго. Поскольку те говорили: Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог (Исх. 20, 19), то Апостол повелевает верующим не соревновать грубости предков, не оставлять подобно им Владыку, не прибегать к служителю, вместо Бога не избирать Моисея и вместо нового не оставаться при ветхом, притом, говорит он, и не с неба, но на горе Синай дал тем Бог законоположение; а мы ожидаем Пришествия Владыки с неба. И научая, что Законодатель и Ветхого, и Нового [Заветов] один, Апостол присовокупил:
(26) Егоже глас землю тогда поколеба. Ибо гора поколебалась, давая знать о присутствии Божием. Ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом. Он, говорит Апостол, и тогда потряс землю; Он и предрек, что с землею потрясет и небо.
(27) А еже еще единою, сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая. Землетрясения, говорит Апостол, бывают часты, и посему слово единою означает и некоторый переворот в вещах, и переход тленного в нечто лучшее, что будет уже иметь постоянную природу.
(28) Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу с благоговением и страхом. Слово непоколебимо употребил Апостол вместо «непрекращающееся». Показал же, как должно приносить службу Богу. Потом приводит на память Божии слова, посредством страха делая их более усердными.
(29) Ибо Бог наш огнь поядаяй есть (Втор. 4, 24). И снова предлагает нравственное наставление.