Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.

Глава 8.

(1) Глава же о глаголемых: такова имамы первосвященника, иже седе одесную престола величествия на небесех, (2) святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек. Наибольшую честь Апостол отложил напоследок и сказал, что Он сидит одесную престола величествия. Как предок священников Аарон, первый принявший сан первосвященства, со страхом и трепетом входил в скинию Божию, так Христос имеет седение одесную. Присовокупил же Апостол название служитель, потому что ведет речь о Первосвященнике. Ибо какое совершает служение, однажды принесши Самого Себя и не принося уже другой жертвы? Да и как возможно одному и тому же вместе и восседать, и служить? Разве кто назовет служением спасение людей, которое совершает Владыка Христос. А скиниею назвал Апостол небо, где Христос, будучи создателем оного [как Бог], по слову Апостола, служит как человек.

(3) Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляем бывает: темже потреба имети что и Сему, еже принесет. Первосвященнику свойственно приносити дары Богу всяческих. Посемуто Единородный, вочеловечившись и восприняв на Себя наше естество, его-то и принес за нас.

(4) Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущим священником приносящым по закону дары, (5) иже образу и стени служат небесных. Это Апостол сказал в оправдание Закона, научая, что не осуждает Закон, но признает, что и он досточтим, как служащий прообразом небесного. Поэтому-то сказал, что излишне было называть Христа Священником, пока жил на земле, когда подзаконное служение исполняли священники по Закону. Посему если священство подзаконное приняло конец и Первосвященник по чину Мелхиседекову принес жертву и другие жертвы сделал ненужными, то для чего же священники Нового Завета совершают та́инственное служение? Но для обучившихся Божественному явно, что не иную какую приносим жертву, но творим воспоминание той единой и спасительной Жертвы. Ибо сие повелел нам Сам Владыка: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19), чтобы при воззрении на образ воспоминали мы понесенные за нас страдания, возгорались любовью к Благодетелю и ожидали вкушения будущих благ. Божественный же Апостол, служение подзаконное назвав стению небесных, подтверждает слово свое свидетельством Писания.

Якоже глаголано бысть Моисею, хотящу сотворити скинию: виждь бо, рече, сотвориши вся по образу показанному ти на горе (Исх. 25, 40). Бог, показав Моисею на горе некоторые очертания, повелел приготовить нечто подобное им. Следовательно, ветхозаветное служит образом небесного. Сие и присовокупляет Апостол.

(6) Ныне же лучшее улучи служение, по елику лучшаго завета есть Ходатай, иже на лучших обетованиих узаконися. Апостол вкратце показал превосходство. Ибо с Ветхим Заветом сопряжены были телесные обетования: земля кипящая медом и млеком (Ис. 3, 17), земля маслин и виноградов (Исх. 36, 17), множество детей и подобное сему, а с Новым Заветом – вечная жизнь и Небесное Царство. Так показав, что священство по чину Мелхиседекову превосходнее левитского, Апостол открыто уже вступает в борьбу за Новый Завет.

(7) Аще бо бы первая скиния непорочна была, не бы второй искалося место. Слово непорочна Апостол употребил вместо «совершенна», то есть «достаточна к совершенству и пользующихся ею делала непорочными». Поскольку же сего достаточно было для поражения державшихся подзаконного образа жизни, то во свидетельство сказанного призывает пророка Иеремию и говорит:

(8) Укоряя бо их глаголет: се, дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Исраилев и на дом Иудов завет нов, (9) не по завету, егоже завещах[210] отцем их в день, в оньже емшу Ми их за руку, извести их от земли египетския: зане тии не пребыша в завете Моем, и Аз нерадих о них, глаголет Господь. (10) Яко сей завет, егоже завещаю дому Исраилеву по онех днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Бог, и тии будут Мне людие.

(11) И не имать научити кийждо искренняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси уведят Мя от мала даже и до велика их; (12) зане милостив буду неправдам их, и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому (Иер. 31, 31–34). Произнеся сие свидетельство, Апостол весьма чудно и кратко отвергает Закон и говорит:

(13) Внегда же глаголет нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления. Закон приспособлен к смертным людям, а Новый Завет обещает нам вечную жизнь. Посему справедливо тот Закон состарился, а этот всегда пребывает новым, как сопряженный с нестареющимися веками. Сие-то и означало пророчество: не имать научити кийждо искренняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси уведят Мя от мала даже и до велика их. А это не в настоящей жизни совершается, но будет в той жизни, ибо обложенные здесь еще мглою неверия там узрят истину: и возрыдают по слову Божию (Мф. 11, 17). Поскольку же Апостол в изъясненном пред этим подзаконное служение назвал стению небесных, то продолжает сию речь.