Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.
Глава 6.
(1) Темже оставльше начала Христова слово, на совершение да ведемся. Какое же начала Христова слово? Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел, и веры в Бога, (2) крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго. (3) И сие сотворим, аще Бог повелит. Укорив их за колебание в вере (ибо это назвал Апостол млеком), советует стремиться к совершенству и созидать остальное на положенных уже основаниях, а не класть снова иного основания. Основанием же назвал веру, а мертвыми делами — лукавство. Ибо уверовавшие, гнушаясь их зловонием и прибегнув к покаянию, соприступают к Божественному Крещению, от священнической руки приемлют благодать Духа и, в Божественном Крещении приняв прообраз Воскресения, ожидают общего всех Воскресения и будущего Суда. Сие-то Апостол назвал писменами словес. Ибо как отрокам обучающий грамоте показывает сперва начертания букв, так учители благочестия приступающих к вере обучают первым начаткам. Посему божественный Апостол говорит, что надлежит желать совершеннейшего, а не опять сначала учиться письменам благочестия. Слова же: и сие сотворим, аще Бог повелит – Апостол поставил в связи со сказанным выше: темже оставльше начала Христова слово, на совершение да ведемся. И сие сотворим, аще Бог повелит, то есть постараемся, пожелаем возлюбить всякий труд ради совершенства. Обычно же Апостолу все ставить в зависимость от Божия промышления, почему и присовокупил: аще Бог повелит. Так и в Послании к Коринфянам сказал: Прииду же к вам, аще Господь восхощет (1 Кор. 4, 19). Слово же крещение поставил Апостол во множественном числе, не тому уча, что крещений много, но потому что многие пользуются благодатию Крещения. А что проповедовал он одно Крещение, сему учит последующее.
(4) Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, (5) и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, (6) и отпадших паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих. Крайне невозможное дело, говорит Апостол, приступавшим ко Всесвятому Крещению, причастившимся благодати Духа Божия, принявшим прообраз вечных благ снова приступить и сподобиться другого крещения. Ибо это значит не что иное, как снова Сына Божия пригвождать ко кресту и снова наносить поругание, какое Ему нанесено было. Ибо как Он единожды претерпел страдание, так и нам подобает единожды приобщиться Ему в страдании; спогребаемся же Ему крещением (Рим. 6, 4) и с Ним совосстаем. Посему невозможно нам снова воспользоваться даром Крещения. Ибо Христос востав от мертвых ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою: а еже живет, Богови живет (9, 10). И наш ветхий человек с Ним распятся (6) в крещении, приняв образ смерти. А добрым Божиим глаголом Апостол назвал обетование благ. И силами грядущаго века нарек Крещение и благодать Духа, потому что посредством их можно улучить обетованные блага. Сказал же сие Апостол, научая уверовавших из иудеев не считать, что Всесвятое Крещение подобно крещениям иудейским. Ибо те не грехи разрешали, но мнимое очищали осквернение, а потому многократно и часто были совершаемы, наше же Крещение едино, как служащее образом спасительного страдания и воскресения и преднаписующее нам будущее Воскресение. Последователи Новатовы вооружаются сими апостольскими изречениями против истины, не понимая того, что божественный Апостол не врачевства покаяния ими воспретил, но научил, где предел Божественного Крещения[208]. Посему и присовокупил: второе распинающих Сына Божия себе и обличающих. Ибо дважды причащаться Божественного Таинства [Крещения] значит обличать[209] оное. А что Апостол везде проповедует покаяние, свидетельствует о сем написанное им к коринфянам, свидетельствует и писанное к галатам, и повсюду посевает он учение о сем. Но мы приступим к продолжению толкования.
(7) Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога: (8) а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение. С помощью сравнения показал Апостол, какими благами наслаждаются приносящие зрелые плоды благочестия и что потерпят произращающие терния. Дождем же в переносном смысле назвал учение. Так и пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог устами пророка изрек: и облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Ис. 5, 6); и в Божественном Евангелии сказано: Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин. 7, 37). Поскольку же Апостол употребил жесткие слова, упомянув о терниях и огне, то утешает похвалою.
(9) Надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. И чтобы не показалось, что более льстит, нежели водится истиною, напоминает им о том, в чем уже преуспели, делая их через то более усердными в деле Божием.
(10) Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще. Итак, сознавая в них это, почему же называешь их немощными, младенцами, малоценными?
(11) Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание ко извещению упования даже до конца, (12) да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением. Сими словами Апостол дает разуметь, что в начале оказывали большее великодушие, притупили же оное непрестанные и непрерывные волны противных обстоятельств. Но показал также и свою [отеческую] любовь. Ибо говорит: «Желательно и весьма вожделенно для меня всегда видеть в вас это усердие. А это и будет, если без всякого сомнения удержите в себе поданные вам о будущем надежды, взирая на тех святых, прославившихся верою, которые за великое терпение насладились обетованными благами». И для сравнения делает упоминание о многих, а пока предлагает для внимания патриарха Авраама и показывает, что хотя принял он Божии обетования, но конец оных увидел по прошествии весьма многого времени.
(13) Аврааму бо обетова Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся Собою, (14) глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя. (15) И тако долготерпев, получи обетование. Апостол показал истинность Обетовавшего, потому что, говорит он, «обетовавший был Бог, не имеющий ничего выше Себя, и свидетелем служила клятва, так как клялся Он Самим Собою. Однако же, и обещав, и подтвердив это клятвами, не тотчас исполнил обетования. Напротив того, патриарх имел нужду во многом терпении и только по прошествии весьма многого времени увидел истину обетования». Научает же Апостол, почему Бог клялся, и клялся Самим Собою.
(16) Человецы бо болшим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть.
У людей в обычае подтверждать слова клятвою, также у них в обычае клясться большим.
(17) В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета Своего, ходатайствова клятвою. Посему Бог к слову присовокупил клятву, желая показать нелживость обетования и то, что после клятвы невозможно в совете Божием положить что-либо иное. (18) Да двема вещьми непреложными, в нихже невозможно солгати Богу, крепкое утешение имамы прибегшии ятися за предлежащее упование. Двема вещьми Апостол назвал слово и клятву. Ибо и слово одно употребив, Бог исполняет обетование, а тем паче к слову присоединив клятву. Сие же, говорит Апостол, сделал Он, нам придавая твердую уверенность, нас обучая ожидать Божиих обетований и не впадать в неверие, если не видим исполнения обещанного. Ибо упование видимое несть упование (Рим. 8, 24).
(19) Еже аки котву имамы души, то есть надежду тверду же и известну и входящую во внутреннейшее завесы. Завесою назвал Апостол небо, потому что Небесное Царство обетовал дать Господь уверовавшим в Него. «Оных надеемся благ, – говорит апостол, – сего придерживаемся упования, как священного якоря. Ибо и сокрытый в глубине якорь не позволяет туда и сюда порываться душам нашим». Но Апостол иным способом доказывает непререкаемость в уповании благ.
(20) Идеже предтеча о нас вниде Иисус. Ради нас, говорит Апостол, вочеловечился, ради нас предал тело на смерть и, сокрушив смерть, восшел на небеса, начаток умершим быв (1 Кор. 15, 20). Увеличил же сию уверенность нашу наименованием предтеча. Ибо если наш Он предтеча и за нас восшел, то необходимо и нам последовать и получить право на восхождение. Сие и Господь сказал апостолам: Обители многи у Отца Моего, аще ли же ни, рекл бых вам, иду и приготовлю место вам. И аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду к вам и поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14, 2–3). Так сказал и здесь: идеже предтеча о нас Иисус. Но Апостол обращается снова к слову о первосвященстве.
По чину Мелхиседекову Первосвященник быв во веки. Это взял он из пророческого свидетельства. Сказано: Ты архиерей во век, по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4). Христос же первосвященник во веки, не как приносящий жертву, потому что единожды принес Свое тело, но как Ходатай, приводящий к Отцу верующих. Ибо сказано: Тем имамы приведение обои ко Отцу (Еф. 2, 18). И Сам Господь в Священном Евангелии говорит: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6). Надлежит же знать, что о данных Аврааму клятвах божественный Апостол упомянул в доказательство непреложности Божия совета. К тому ведет, чтобы видима была твердость первосвященства по чину Мелхиседекову. Ибо как скоро коснулся оного, присовокупляется к слову клятва. Сравнение же, которое многократно готов был сделать Апостол, делается только теперь, и прежде всего приводит он на память историю Мелхиседека.