Художественный музей Индианаполис.

Якоб Корнелис ван Остзанен (1470–1533) Благовещение. Около 1508. Дерево, масло. 61x43,2.

Якоб Корнелис ван Остзанен прославился как северонидерландский автор алтарных композиций, но не менее интересны его картины на религиозную тему.

«Благовещение» — одна из важнейших сцен христианской иконографии. Художественная смелость мастера состоит в том, что он вносит в евангельский сюжет светскую торжественность, сама подача происходящего создает у зрителя ощущение церемониальной вычурности: Мадонна с горделивой осанкой манерно отвернулась от ангела, а тот, приподнимая завесу балдахина, стоит у подножия мраморной лестницы. Парчовые ткани одежд ложатся грузными складками, ковер золотится в пространстве полутемной комнаты, праздничность обстановке добавляют и торжественные цвета: багровый, золотой, ярко-зеленый.

Художник, уделяя большое внимание декоративным элементам, со всеми условностями демонстрирует зрителю сцену «Благовещения», но не наделяет ее духовным переживанием. Трактовка лиц обобщенная, по их выражению не угадывается душевное состояние героев. Живописец перегружает работу деталями, подчеркивает пышность и патетику обстановки, при этом не оставляя места для более глубокого восприятия картины.

Якоб Корнелис ван Остзанен (1470–1533) Благовещение. Около 1508. Дерево, масло. 61x43,2. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.