Художественный музей Индианаполис.

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) Овощи для супа. Около 1732. Холст, масло. 31,1x39,1.

Жан Батист Симеон Шарден внес немалый вклад в развитие не только французского, но и европейского натюрморта, отойдя от вычурных и затейливых изобразительных принципов рококо. Обучение в мастерской Ноэля Куапеля привило живописцу любовь к точному копированию натуры и навсегда привязало его к названному жанру. Виртуозное умение художника владеть кистью и со сладостным упоением передавать материальную красоту предметов разоблачает в нем влияние фламандских мастеров.

В натюрморте «Овощи для супа» раскрываются заинтересованность Шардена повседневными кухонными принадлежностями, его стремление увидеть в заурядных, обыкновенных вещах патетику житейской красоты. В этом любовании кроется натурализм эпохи Просвещения. Поначалу натюрморт кажется незамысловатым: на столе лежат неочищенные морковь, имбирь, чеснок, а капуста рядом с простой жестяной миской привлекает внимание своими уже гниющими, но так искусно и сочно написанными листьями, что невольно проникаешься прелестью этих привычных форм. Несмотря на обилие коричневого, живопись художника не кажется монохромной, наоборот, он умеет разнообразить палитру вкраплениями ярких и теплых оттенков. Гениальное чувство цвета позволяет мастеру написать сразу несколько вещей в одном колоре, но разных тональностях: грубый деревянный стол, грязный глиняный кувшин, неровная поверхность каменной стены на заднем плане. Ему свойственна пастозная манера, все предметы будто рассматриваются сквозь призму, этому способствуют приглушенность цветовой гаммы и естественная передача рассеянного света.

Сила живописи Шардена заключается именно в простоте содержания и поэзии вещественности, он сумел увидеть в скромных бытовых предметах загадку, такую доступную для сердца и почти непостижимую умом.

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) Овощи для супа. Около 1732. Холст, масло. 31,1x39,1. Европейская живопись XVII–XVIII веков. Художественный музей Индианаполис.