Художественный музей Индианаполис.

Уильям Меррит Чейз (1849–1916) Первое прикосновение осени. Около 1898. Холст, масло. 101,9x127,3.

Уильям Чейз, прославленный зачинатель традиций американского импрессионизма, был также известен как незаурядный педагог, в учениках которого числятся не менее выдающиеся художники — Эдвард Хоппер, Фрэнк Дювенек, Лоутон Сайлас Паркер и другие новаторы стилей. Преподавательский опыт мастера богат: будучи выпускником Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, он открыл летнюю школу Шиннекок на востоке Лонг-Айленда, работал в Академии изящных искусств в Пенсильвании, организовал художественную студию, но потом закрыл из-за материальных убытков.

Живописец создал множество портретов и натюрмортов, но особенной выразительностью и безмятежно-тихой атмосферой проникнуты его пейзажи, в частности данный. Незатейливая панорама, уходящая вдаль дорога, поле с небогатой растительностью, но во всей этой простоте читается невероятная свежесть первых осенних дней, природа словно застыла в состоянии тихого счастья. При взгляде на полотно зрителя охватывает ощущение простора, свободы и тихого успокоения. Высокое ясное небо и полное отсутствие жанрово-бытового сюжета только усиливают это впечатление. В картине заключается синтетическое проявление импрессионизма и реализма. Обыкновенный дорожный пейзаж поэтизируется и насыщается возвышенным настроением. Несмотря на то что в произведении изображены незначительные детали природы, зритель не замечает в них обыденности, унылости. Напротив, мастер побуждает его почувствовать мир, присмотреться к краткому мигу, вырванному из быстротечного времени.

Уильям Меррит Чейз (1849–1916) Первое прикосновение осени. Около 1898. Холст, масло. 101,9x127,3. Живопись Соединенных Штатов Америки. Художественный музей Индианаполис.