Художественный музей Индианаполис.

Альберт Кейп (1620–1691) Валкхоф в Неймегене 1652–1654. Дерево, масло. 48,9x73,7.

Будучи одним из основателей иконографии голландского пейзажа, Альберт Кейп распространил свою любознательность и талант на сельский, анималистический, морской, панорамный пейзажи, а также изображения руин и развалин. Историки искусства по сей день пытаются объяснить, каким образом художник добивался тех отрадных и сладостно-утешительных ощущений, которые охватывают зрителя при одном взгляде на его полотна.

Данная картина — идиллический пейзаж, сочетающий в себе черты голландской пасторали и панорамного вида. На берегу озера мирно отдыхают жители Неймегена и лежат коровы. Парусники и маленькие лодки тихо приближаются к пристани, скользя по прозрачной глади воды. В отдалении, на крутом холме, высится средневековый замок в окружении фортификационных сооружений. На горизонте, почти потерявшись в голубой дымке, типичные атрибуты голландского пейзажа — мельница и суровый католический храм. Мельница в христианской иконографии — символ земных испытаний, а церковная башня внушает надежду, словно якорь спасения, и олицетворяет собой нерушимый авторитет, господство над всем тленным. Но эти тревожащие душу символы отодвинуты на задний план и утопают в нежном зареве заходящего солнца. Низкая линия горизонта открывает безбрежные просторы светлого неба. Зрителя окутывает летний закат, наполненный золотым светом и безмятежной негой. Такому ощущению способствуют теплая и насыщенная цветовая палитра, великолепная передача световоздушной среды. С помощью разгаданной Кейпом формулы света и цвета удается почувствовать трепет тихого вечера. Несмотря на стройность, структурность композиции и точность рисунка, картина проникнута лирическим звучанием и возвышенно-поэтическим настроением. В этом заключаются и мощность, и поэтика искусства мастера.

Альберт Кейп (1620–1691) Валкхоф в Неймегене 1652–1654. Дерево, масло. 48,9x73,7. Европейская живопись XVII–XVIII веков. Художественный музей Индианаполис.