Художественный музей Индианаполис.

Поль Гоген (1848–1903) Рождественская ночь (Благословение буйволов) 1902–1903. Холст, масло. 71x82,6.

Незадолго до смерти, в 1901, Поль Гоген уехал вглубь Океании, с Таити на остров Хива-Оа. Изнуряющая болезнь, приносившая тяжелые физические страдания, лишила художника возможности надолго выходить из дома, но новый прилив творческой энергии помог ему вдохновенно и самозабвенно работать.

Картина «Рождественская ночь» создана в последние годы жизни мастера, когда он писал уже полуослепшим, воплощая в полотнах фантазийные образы и явления, приходившие в минуты духовных озарений. В данной работе зритель видит, что пейзаж становится крайне условным, а фигуры и очертания зданий превращаются в игру стилизованных форм. Художника не интересует обстановка, в которую он помещает своих персонажей, гораздо важнее для него заложенный в картине смысл, эта пришедшая в муках истина, которую Гоген передает миру.

Живописец любил смешивать реальное и парадоксальное, что делало картины крайне противоречивыми. Хотя в момент написания «Рождественской ночи» мастер находился на тропическом острове, на полотне таитянки изображены в зимней одежде, рядом — заснеженные дома и тропинки, в центре композиции — языческий обряд благословения буйволов, а рядом — ниша со статуей Мадонны с Младенцем. Совмещение христианского и языческого — частый мотив в творчестве художника, а тема Богоматери и Иисуса воспринята им не как евангельская сцена, а как величайшее таинство природы, перед которым преклоняется все живое.

Поль Гоген (1848–1903) Рождественская ночь (Благословение буйволов) 1902–1903. Холст, масло. 71x82,6. Европейская живопись XIX–XX веков. Художественный музей Индианаполис.