Художественный музей Индианаполис.

Шарль Лаваль (1862–1894) Отъезд на рынок в Бретани 1888. Холст, масло. 37,5x46.

Шарль Лаваль считается художником понт-авенского направления, именованного по названию города в Бретани, куда в бегстве от конформизма часто заезжали мастера новой эстетической концепции. Лаваль поддерживал дружеские отношения с Полем Гогеном и Эмилем Бернаром, вскоре вместе они пришли к открытию синтетического, или «перегородочного», стиля в живописи. Он был навеян готическим искусством изготовления стекольной мозаики, где кусочки эмали ограничены тонкими металлическими перегородками. Реабилитируя названную технику и обращаясь к примитивизму, понтавенцы освобождали сознание зрителя от навязанных художественных штампов и изобретали язык форм и символов.

Лаваль в картине «Отъезд на рынок в Бретани» избегает конкретики в интерпретации окружающей среды, деталей одежды, портретных характеристик персонажей. Зритель видит только четко очерченные силуэты с эскизно переданными чертами лиц. Повседневная сцена отъезда супружеской пары в повозке и их проводов деревенскими жителями лишена ощущения будничности и непосредственности. Настораживают значительная упрощенность изображения, резко отделенные цветовые пятна, плоскостность форм. Таким образом художник хотел преодолеть условность реальных предметов и привлечь внимание к содержанию полотна. Облегчение техники и простота картины освобождают место для глубины идей, провоцируют в зрителе аллегорические ассоциации метафизического толка.

Шарль Лаваль (1862–1894) Отъезд на рынок в Бретани 1888. Холст, масло. 37,5x46. Европейская живопись XIX–XX веков. Художественный музей Индианаполис.