Художественный музей Индианаполис.

Петер Неффс Старший (около 1578–1656/1661) Интерьер собора в Антверпене 1651. Холст, масло. 45,7x61,3.

Творчество Петера Неффса Старшего представлено картинами архитектурного направления фламандской живописи. Он — автор множества небольших работ с интерьерами церквей, иногда реально существующих, иногда вымышленных. Мастера интересовало не столько правдоподобие в передаче архитектуры, сколько ее выразительные возможности. Желая удивить зрителя, художник экспериментирует с глубокой перспективой, монументальностью зданий, впечатляющими контрастами темноты и света. Виртуозная передача борьбы малых и больших форм вносит в картины фантастический эффект.

Неффсу, антверпенскому перспективисту, были свойственны черты и чистого фламандского стиля. В «Интерьере собора в Антверпене» зритель видит миниатюрную нарядность письма в воспроизведении малейших деталей, тонкость в исполнении элементов декорации храма. При этом сохраняются ясность и логика в композиционно-пространственном построении. Изображая интерьер пятинефной готической церкви, мастер усугубляет ее монументальность, подчеркивает иллюзорность высоты уходящего вглубь среднего нефа. Стаффажные фигурки прихожан на переднем плане кажутся незначительными, мелкими, почти карточными на фоне этого громадного великолепия. Такой прием живописец использует неслучайно: подобный контраст между маленьким человеком и массивной конструкцией собора в голландском искусстве того времени имел символическое значение. В сознании фламандцев XVII века мощные готические своды церквей иллюстрировали стойкость и всемогущество христианской религии, которая является опорой для тщедушного и слабого перед мировыми силами человека.

Петер Неффс Старший (около 1578–1656/1661) Интерьер собора в Антверпене 1651. Холст, масло. 45,7x61,3. Европейская живопись XVII–XVIII веков. Художественный музей Индианаполис.