Художественный музей Индианаполис.

Эдвард Кольер (1630/1650-1708) Натюрморт. Около 1696. Холст, масло. 48,9x61,6.

В Голландии времен Эдварда Кольера особенно любимым и почитаемым жанром изобразительного искусства был натюрморт. Его называли не «nature morte» («мертвая природа»), а по-другому — «stilleven», что означает «тихая жизнь». Расцвет этого жанра в XVII веке объясняется повышением интереса к бытовой стороне жизни, коллекционированию красивых вещей, антиквариата. Тогда складывалась философия поэзии обыденного. Художники переносили на полотна то, что раньше хранилось за глухими дверями частных домов.

Кольер с упоением и изяществом писал предметы декоративного назначения. После учебы в Харлеме он стал членом гильдии Святого Луки, затем переехал в Амстердам, где долгое время жил и работал. Несомненно, живописец испытал влияние Питера Класа, как и все голландские мастера, пристрастившиеся к невозмутимому очарованию вещей. Художник создавал и натюрморты-обманки, или тромплеи, на них предметы изображены в технике оптической иллюзии трехмерного пространства, в то время как на самом деле предмет нарисован в двухмерной плоскости. Данный «Натюрморт» относится к этому типу произведений. В неглубокое пространство живописец помещает доску с прикрепленными к ней гравюрами, письмами, восковыми карандашами, деревянным гребнем и пером. В группировании вещей на холсте Кольер добивается соразмерной согласованности, избегая ощущения излишества. При этом он так тонко передает материальную сущность предметов, умело используя светотеневую лепку объемов, что у зрителя создается впечатление их реальности.

Эдвард Кольер (1630/1650-1708) Натюрморт. Около 1696. Холст, масло. 48,9x61,6. Европейская живопись XVII–XVIII веков. Художественный музей Индианаполис.