Художественный музей Индианаполис.

Ганс Шейфелейн Старший. Портрет молодого человека. 1504.

Ганс Шейфелейн Старший. Портрет молодого человека. 1504. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Аньоло Гадди (1340–1396) Святая Мария Магдалина, святой Бенедикт, святой Бернард Клервоский и святая Екатерина Александрийская 1380–1390. Дерево, темпера, золото. 101,6x104,1.

Аньоло Гадди учился художественному ремеслу у своего отца, Таддео Гадди. Живописи обоих характерны излишняя подробность в изложении сюжета и старательность и педантичность в передаче деталей, за что они считаются представителями плеяды флорентийских «новеллистов».

На алтарной картине изображены святые Мария Магдалина, Бенедикт, Бернард Клервоский и Екатерина Александрийская на золотом фоне. Особенностью творчества Гадди являются мягкий теплый колорит, преимущество пастельных тонов, а также плавные и изящные линии одежд и рук героев. Художник использует психологические возможности в передаче мимики, наделяет лица святых эмоциональным выражением. Он экспериментирует с различными ракурсами фигур, при этом показывая объем и положение каждой складки на одеянии. Несмотря на всю занимательность творчества мастера, чрезмерная увлеченность мелкими деталями не позволила ему преуспеть в передаче световоздушной перспективы, пространства.

Аньоло Гадди (1340–1396) Святая Мария Магдалина, святой Бенедикт, святой Бернард Клервоский и святая Екатерина Александрийская 1380–1390. Дерево, темпера, золото. 101,6x104,1. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Мастер Легенды святой Урсулы (1440–1540) Благовещение. Триптих. Около 1483. Дерево, масло. 58,5x114,5.

Мастер Легенды святой Урсулы, работавший в Брюгге в 1480–1490, получил это имя благодаря созданному им четырехстворчатому алтарю, находящемуся сейчас в городском монастыре черных сестер.

Благовещение — сюжет центральной части триптиха, один из самых распространенных в христианском искусстве. В ней архангел Гавриил сообщает благую весть Деве Марии о том, что ей предначертано рождение Спасителя. Мастер помещает евангельскую сцену в бытовую среду современной ему бюргерской обстановки, облачая архангела и Богоматерь в пышные одежды насыщенных цветов, не скупясь на изображение многообразных фактур интерьерного убранства. Художник представляет фигуру Гавриила в трехчетвертном повороте, подчеркивая глубину картины и приближая ее к зрителю. Архангел держит скипетр, увенчанный геральдической лилией, а над головой Марии — Святой Дух в образе порхающего голубя. Богоматерь в скромной покорности склонила голову и держит в руке книгу пророка Исайи. Жесты ее сдержанны, исполнены достоинства и целомудрия. Нельзя не заметить особое колористическое дарование Мастера: он использует глубокие и интенсивные цвета, такие как синий и красный, сложный оливково-зеленый, легкий светло-голубой. Имея пристрастие к подробному изображению бытовых деталей, натюрморта и пейзажа, художник с навязчивой пестротой передает малейшие градации цвета, объем, фактуру. В центр комнаты он помещает изысканную вазу с лилиями, символизирующими чистоту и непорочность Девы Марии. Панорамный пейзаж за окном воплощает ренессансную идею универсализма, который раскрывает единство мира человека с высшей гармонией вселенского бытия.

Мастер Легенды святой Урсулы (1440–1540) Благовещение. Триптих. Около 1483. Дерево, масло. 58,5x114,5. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Джованни Беллини (1430–1516) Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем 1490–1500. Холст, масло. 76,2x58,4.

Джованни Беллини родился в знаменитой семье итальянских живописцев, представителей венецианской школы эпохи Раннего Возрождения. Среди его учеников были Тициан и Джорджоне, а Альбрехт Дюрер после посещения города не смог скрыть восхищения творчеством мастера.

Картина «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» вобрала в себя основные особенности живописи художника: статичность композиции, графизм и структурность форм в сочетании с роскошью цвета.

Образы Мадонн в творчестве мастера наполнены возвышенным и строгим очарованием. Благодаря эмоциональному богатству своей личности Беллини смог преодолеть поверхностную иконографическую трактовку и привнести в изображение Богоматери новые черты: задумчивость, отстраненность, бесстрастность, при полном отсутствии нарочитой сентиментальности и чувственности. Мадонна не обращена к зрителю, не печальна и не счастлива, она держит в руках Младенца, едва-едва касаясь Его и отрешенно смотря в сторону. В этом холсте не чувствуются привычная торжественность и вместе с тем трагичность момента, ведь Богородица являет миру дитя, которому уготована роль спасения человечества ценой собственных страданий и принесения себя в жертву.

Джованни Беллини (1430–1516) Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем 1490–1500. Холст, масло. 76,2x58,4. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Якоб Корнелис ван Остзанен (1470–1533) Благовещение. Около 1508. Дерево, масло. 61x43,2.

Якоб Корнелис ван Остзанен прославился как северонидерландский автор алтарных композиций, но не менее интересны его картины на религиозную тему.

«Благовещение» — одна из важнейших сцен христианской иконографии. Художественная смелость мастера состоит в том, что он вносит в евангельский сюжет светскую торжественность, сама подача происходящего создает у зрителя ощущение церемониальной вычурности: Мадонна с горделивой осанкой манерно отвернулась от ангела, а тот, приподнимая завесу балдахина, стоит у подножия мраморной лестницы. Парчовые ткани одежд ложатся грузными складками, ковер золотится в пространстве полутемной комнаты, праздничность обстановке добавляют и торжественные цвета: багровый, золотой, ярко-зеленый.

Художник, уделяя большое внимание декоративным элементам, со всеми условностями демонстрирует зрителю сцену «Благовещения», но не наделяет ее духовным переживанием. Трактовка лиц обобщенная, по их выражению не угадывается душевное состояние героев. Живописец перегружает работу деталями, подчеркивает пышность и патетику обстановки, при этом не оставляя места для более глубокого восприятия картины.

Якоб Корнелис ван Остзанен (1470–1533) Благовещение. Около 1508. Дерево, масло. 61x43,2. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Тициан Вечеллио (1477/1488-1576) Портрет неизвестного мужчины. Около 1508–1509. Холст, масло. 59,7x46,9.

Сегодня никто не решится оспаривать величие мастерства и проницательность художественного взора Тициана Вечеллио, непревзойденного венецианского живописца. И при жизни ему благоволили короли Испании — Карл V и Филипп II, его талант был признан аристократическими семействами д'Эсте в Ферраре, Гонзага в Мантуе, Ровере в Урбино.

Зачинатель реалистических тенденций портрета, Тициан включает в изображение человека личные характеристики. В основе его картин — настоящее психологическое откровение, осмысленное видение модели с ее сложными чувствами и переживаниями. Именно на этих особенностях художник делает акцент в «Портрете неизвестного мужчины» — изображает человека с прямыми и благородными чертами лица, живым и умным взглядом. Но в достоинстве обращенного прямо на зрителя взора все же присутствует самоуверенно-снисходительный оттенок.

Тонкость цветовых градаций, светотеневые моделировки, мягчайшая передача формы, неуловимое изящество и точность письма создают особенную поэтическую атмосферу работ Тициана.

Тициан Вечеллио (1477/1488-1576) Портрет неизвестного мужчины. Около 1508–1509. Холст, масло. 59,7x46,9. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Людгер Том Ринг Младший (1522–1582) Портрет доктора. Около 1572. Дерево, масло. 41,6x28,9.

Людгер Том Ринг Младший, работавший в Мюнстере, известен холодной и твердой манерой письма, тяготеющей к рельефности, правильным геометрическим формам, утонченности и ясности художественного изложения.

Данная картина написана в жанре гуманистического портрета, где доктор изображен в кабинетном интерьере рядом с атрибутами своей профессиональной деятельности. Рука, возложенная на череп, отсылает к теме «vanitas» (в переводе с латинского — «суета, тщеславие»), объединенной символикой смерти, бренности земного бытия. А колба с песочными часами, показательно придвинутая ближе к зрителю, напоминает о коварности времени, быстротечности жизненного счастья и иллюстрирует известное выражение «memento mori» («помни о смерти»). Атмосферу минорной напряженности подчеркивают скупость колористических сочетаний, сумрачный неестественный свет и неподвижная поза человека, будто застывшего в оцепенении перед лицом неизбежного.

Людгер Том Ринг Младший (1522–1582) Портрет доктора. Около 1572. Дерево, масло. 41,6x28,9. Европейская живопись XIV–XVI веков. Художественный музей Индианаполис.

Франсуа Клуэ (1510–1572) Портрет Франсуа де Сепо 1566. Дерево, масло. 31,8x23,5.

Франсуа Клуэ являлся известнейшим французским придворным живописцем, создавал портреты представителей высшего света и первых лиц, среди которых были Франциск I, Генрих II, Франциск II, Карл IX. Им свойственны парадная официальность, представительность поз, роскошь костюмов, что соответствовало статусу заказчиков. Но в то же время художник был чрезвычайно прозорлив, он обладал способностью критически оценивать модель, подмечая особенности характера, страхи, желания, мировоззрение, и потом виртуозно перекладывал свой беспристрастный взгляд на полотно.

Мастер одним из первых начал писать лица с поворотом в три четверти, это стало его визитной карточкой. «Портрет Франсуа де Сепо» является отличным примером индивидуального стиля художника, строгого и рафинированного. С тщательностью в деталях он искусно выписывает образ, четкой линией обводя малейшие элементы. Спокойное лицо с высокими скулами и плотно сжатыми губами, что говорит о закрытости человека, оттенено мягкими розовыми бликами на фоне черной одежды. Настороженность и скованность в позе, высокомерие во взгляде де Сепо выдают дистанцированность, он смотрит не на зрителя, а мимо него.