Художественный музей Индианаполис.

Диаз де ла Пенья (1808–1876) Волшебный пруд. Около 1850. Холст, масло. 74,9x99,7.

Уроженца Испании Диаза де ла Пенью с юности привлекало великолепие французской природы, его воспеванию он и посвятил свое творчество. Живопись мастера сочетает борьбу двух контрастирующих течений, романтического и барбизонского, и в целом представляет собой их интересное слияние. К барбизонскому течению художник примкнул позже, около 1841. Но реалистическая манера с незатейливыми сюжетами и нарочно обыденными мотивами в полной мере не могла утолить жажду восторженного и мечтательного де ла Пеньи. Поэтому он насыщает свои картины впечатляющей игрой солнечного света, пробивающегося сквозь листву величавых деревьев.

Такой же прием художник использует и в пейзаже «Волшебный пруд». На переднем плане зрителя будто обступают могучие деревья с тяжелыми кронами, но в глубине можно видеть чудесный осенний пруд, залитый солнечным светом, а сквозь темную, мрачную листву показывается голубое небо. В этом эффекте неожиданного появления, внезапном мгновении прекрасного и заключается притягательность искусства де ла Пеньи. Ее дополняет динамичная и смелая манера живописи. Положенные рядом щедрые мазки краски словно мозаика складываются в целостное изображение. Едва различимые очертания крон деревьев создают ощущение матовости. Зритель рассматривает пейзаж как сквозь призму легкого тумана. Загадочная размытость и нечеткость силуэтов во многом предвосхищают и подготавливают волну европейского импрессионизма.

Диаз де ла Пенья (1808–1876) Волшебный пруд. Около 1850. Холст, масло. 74,9x99,7. Европейская живопись XIX–XX веков. Художественный музей Индианаполис.