Художественный музей Индианаполис.

Одилон Редон (1840–1916) Желтый парус. Около 1905. Бумага, пастель. 58,4x47.

Одилон Редон, зачинатель символизма, обладал крайне печальным и мрачным мироощущением, на протяжении всей жизни его раздирали внутренние противоречия, тревоги и зловещие предзнаменования. С первого раза он не поступил в парижскую Школу изящных искусств и, будучи болезненно-мнительным, долгое время не мог обрести веру в себя, не решался выпустить альбом рисунков, опасаясь осуждения публики. В «черный» период творчества мастер занимался черно-белой графикой, обращаясь к теме смерти и жутким психологическим кошмарам.

Неожиданно с 1890-х он повернулся к «цветному» творчеству, начал использовать масляную технику, наделяя работы декоративной пышностью. Произведение «Желтый парус» относится к названному периоду. Красная лодка в бушующем океане — частый мотив у Редона, она символизирует человеческую душу, а золотые драгоценности, находящиеся в ней, — огромное духовное богатство, которое она в себе таит. Но посреди безжалостного океана все эти сокровища кажутся отчаянно бесполезными, реальность предает надежду сердца, и две женские фигуры, предположительно святых жен, олицетворяют слезы души.

Редона считают предшественником сюрреализма, происходящее на его картинах — это преломленная реальность, похожая на сновидение, фантастически прекрасная, но с оттенком ужаса. Романтиков и импрессионистов художник упрекал в излишнем внимании к внешнему, его же творчество обращено к человеку. Он создавал произведения, которые могли бы отвлечь зрителя от поверхностного восприятия реальности и углубить его познание истинных движений души, раскрыть в ней страхи, обиды, горечь, злость и стать внутренне свободными.

Одилон Редон (1840–1916) Желтый парус. Около 1905. Бумага, пастель. 58,4x47. Европейская живопись XIX–XX веков. Художественный музей Индианаполис.