Европейские поэты Возрождения.

ГАНС САКС.

ШЛАУРАФФИЯ.

Шлаураффия — так названа Необычайная страна, Лежащая от нас к Востоку, От рождества неподалеку. Желающий туда попасть Вовсю пускай разинет пасть, Большую раздобудет ложку И постепенно, понемножку, Бесстрашно двигаясь вперед, В горе пшена проест проход. Не так вкусна гора пшена, Зато Шлаураффия вкусна. Дома там просто бесподобны — Они поджаристы и сдобны, А возле дома на порог Кладут рассыпчатый пирог; Окошки там из рафинада, Булыжники из мармелада, Плетень, сплетенный из колбас, Щекочет нос, ласкает глаз. Вино сухое из колодца Бродяге прямо в глотку льется, Как будто он — великий князь; Мечтает жареный карась, Вися в лесу на ветке ели, Чтоб все его скорее съели; На соснах там висят не шишки, А соблазнительные пышки; Там на столбах не фонари, А сливочные сухари; Не черепица там, не дранки Лежат на крышах, а баранки; Там среди города река Струит потоки молока, В которое валятся с неба Душистые краюхи хлеба.
Там рыбки плавают в пруду, Забравшись на сковороду, Шипят и, жарясь без огня, Пищат: «Рыбак, поймай меня!» Там среди красочной натуры Летают жареные куры, А жареные каплуны На вкус особенно нежны: Лентяям в рот они влетают И, неразжеванные, тают. Петух, крича «Кукареку!», Там носится с ножом в боку На случай, если кто захочет Отрезать от него кусочек; И у свиньи в спине ножи: Отрежь — на место положи. Как яблоки, висят на ветке Крестьяне — взрослые и детки; Созрев, спадают муяшки С деревьев прямо в башмаки. Кобыла там, секрет достатка, Несет яиц по три десятка; Там фиги делает ишак; Там вишни собирают так: Сидят на корточках ребята, В руках у каждого лопата. Там есть волшебный родничок: Помылся древний старичок, Утерся ветхим полотенцем, Глядишь — он, снова став младенцем, Посасывает карамель. Из лука там стреляют в цель; Тому награда достается, Который больше промахнется. А в беге первым будет тот, Который позже всех придет. Пастух пасет там не баранов, А вошек, блох и тараканов. Там деньги зашибать — пустяк: Кто дрыхнуть день и ночь мастак, За сутки получает пфенниг. Там тунеядец и мошенник Богаче всех во много крат. Там проиграться каждый рад: Продутое вернут обратно, Умножив сумму троекратно. Там возвращающих долги Всегда преследуют враги; Того же, кто большого долга Платить не хочет очень долго, Там поощряет правый суд, Для плута не жалея ссуд. Там суд и ложь в законном браке, Награды платят там за враки; За ложь поменьше платят грош, И плапперт — за большую ложь. За рассудительное слово Людей карают там сурово, Кто работает, тому Грозят, что заточат в тюрьму. Кто честен и богобоязнен, Не избежит позорной казни. Кого же в этом крае чтут? Того, кто лизоблюд и плут. Кто признан первым их лентяем, Тот государем избираем. Кто дик, невежествен и зол, Обороняет их престол Своею заячьей отвагой. А машущий колбасной шпагой В сословье рыцарей введен. А тот, кто жалок и смешон, Кто жрет и пьет за спинкой трона, Тот получает сан барона. Кто туп, и глуп, и сукин сын — Тот в этом крае дворянин. Так вот, не забывайте, братцы: Хлыщи, обжоры, тунеядцы, Лентяи, плуты — все найдут В стране Шлаураффии приют. Ее в былые годы предки Придумали, чтоб наши детки Боялись в этот край попасть,— Боялись врать, грубить и красть, Быть лоботрясом и обжорой… Шлаураффия — страна, в которой В любое время место есть Для тех, кто любит спать и есть.
Трудитесь! Мир не будет раем Для тех, кто хочет жить лентяем.

КРЕСТЬЯНИН И СМЕРТЬ.

Крестьянин бедный полон дум: Ему понадобился кум. Он было в путь, но к воротам Подходит вдруг всевышний сам И вопрошает: «Ты куда?» «Да кум мне нужен, вот беда!» «Возьми меня», — господь в ответ, Но мужичонка молвит: «Нет! Ты делишь блага кое-как: Один — богач, другой — бедняк!» Идет навстречу Смерть: «А я Не подойду ли в кумовья? Коли меня захочешь взять, То научу я врачевать, И вскорости ты — богатей!» «Коль так, нет кума мне милей!» Вот и дитя окрещено. Смерть куманьку твердит одно: «Придешь к больному — так гляди, За мною только и следи! Коль в головах я у больного, То ждать ему конца худого, Но коли я в ногах стою, Поборет он болезнь свою». Раз заболел мужик богатый. Пришел наш лекарь, кисловато Взглянул, ответил на поклон, А сам на кума — где же он? Глядит — а он в ногах стоит. Больному лекарь говорит: «Дай мне двенадцать золотых, И ты здоров». — «Не жаль мне их!» Мужик поправился, и вот О лекаре молва идет, А тот знай лечит — всякий раз Лишь с кума не спуская глаз: Кум в головах — больной не встанет, В ногах — опять здоровым станет! Разбогател наш врач: за ним Лишь посылают за одним. Чрез десять лет — увы и ах! — Смерть уж у кума в головах Стоит и речь к нему ведет. «Теперь настал и твой черед!» Но лекарь просит погодить: «Дай мне молитву сотворить! Вот «Отче наш» прочту, — тогда Уйду с тобою навсегда!» Согласна Смерть: «Пусть будет так!» Молиться принялся бедняк. Но только первые слова Он произнес едва-едва… И этак молится… шесть лет: Конца молитве нет как нет. Смерть выбивается из сил: «Ну, как? Молитву сотворил?..» Смекнув, что тут обойдена, Прибегла к хитрости она: Прикинулась больной тотчас И у порога улеглась, Кричит: «Ах, лекарь! Я в огне! Лишь «Отче наш» поможет мне!» Прочел тут врач все до конца — А Смерть скрутила молодца И молвила: «Попался, брат!..» Недаром люди говорят: От смерти не уйти. Придет И Ганса Сакса заберет.

О ВИТТЕНБЕРГСКОМ СОЛОВЬЕ, ЧЬЯ ПЕСНЬ СЛЫШНА ТЕПЕРЬ ВЕЗДЕ.

Проснитесь! Утро настает! Я слышу: соловей поет Среди листвы в лесу зеленом; Несется трель по горным склонам, Звенит в долинах, ночь гоня, И возвещает царство дня. Заря восходит золотая, И солнце, тучи разгоняя, На землю шлет свои лучи. Луна, сиявшая в ночи, Теперь бледнеет и тускнеет И власти больше не имеет Над стадом жалобным овец, Которых страшный ждал конец.

* * *

Страдает от попов народ, Не перечесть его невзгод: Зимой и летом гнет он спину, Чтоб отдавать им десятину. Коль не заплатишь — проклянут, Изгонят, свечи вслед швырнут, Другим чтоб было не повадно; Трудиться разве не досадно Крестьянину по целым дням, Чтобы поповским холуям Сидеть в трактирах было можно, Кутить и пьянствовать безбожно? Есть у попов про всех товар — Лишь покупай и млад и стар! Известно — каждый поп и инок Дом божий превращает в рынок: Дают реликвии доход, А главное — в церквах идет Продажа индульгенций бойко. Вот что и есть овечья дойка! Толпа церковников жадна: Привыкнув грабить издавна, Живя бессовестным обманом, Церковник ловко лжет мирянам: За мощи выдав зуб быка, Он им притронется слегка К болящему — и дань сбирает. Мирян церковник уверяет, Что в братства надо им вступать И чинш исправно отдавать. Поистине — в алчбе неистов Любой из братии папистов; Они из края в край пешком Бредут — всегда с большим мешком, В котором индульгенций ворох, С крестом, с хоругвями, и хор их Звучит везде: «Спасенье тут! Чистилища же избегут И те на небо будут взяты, Кто по природе тороваты. Монета звякнет — ты спасен!» Тот, кто нанес другим урон И приобрел добро нечестно, Благодаря им, как известно, Выходит из воды сухим. Всех обирает папский Рим С настойчивостью и упорством. Вот что зову я шкуродерством! Епископов я до поры Не поминал, а их дворы С нотариусами, с писцами, Глумящимися над истцами, Что правосудья ищут там, Отнюдь не безразличны нам. Ведь здесь супругов разлучают, Насильно браки заключают, На бедняков наводят страх, Честят, разносят в пух и прах! Ах, еретик! Ах, еретичка! В день постный смели съесть яичко! Немедленно их отлучить! Не жди того, чтоб облегчить Здесь согласились наказанье: Напрасно издавать стенанья, О снисхождении моля. Охотой потравлять поля И прочие творить бесчинства, Всемерно поощряя свинства Своих наемников-солдат, Что грабят всех людей подряд, И вкупе с челядью разбойной Вести бесчисленные войны, Потоки крови проливать, Людей нещадно убивать, Сжигать их мирные жилища И оставлять лишь пепелища Там, где недавно жизнь цвела — Вот вам епископов дела! Не значит ли то — жрать овечек? Ягненок у волков ответчик За ненасытный голод их; Но часто и волков самих Мы под овечьим зрим обличьем; Овец так поудобней стричь им. Но жадность волка выдает, И всяк его опознает.

* * *

Нет хищников жадней и злее. Теперь на очереди — змеи, Или, иначе говоря, Монахи. Племя их не зря Веками кровь из нас сосало: За деньги, яйца, свечи, сало, За уток, кур, сыры, масла Творили добрые дела У нас монашеские братства — На том и нажили богатство! Повадки их теперь ясны: Пустые выдумки и сны, Нелепейшие измышленья Нам выдают за откровенья, А так как освятил их Рим, Выходит — надо верить им И не скупиться на монету! Что в баснях этих правды нету, А есть один обман и ложь, Не так-то сразу и поймешь! Вот и заводят понемножку Тебя на скользкую дорожку. Чтоб от Христа ушел ты прочь В безверье иль — что то же — в ночь…