ГЕДЕЛЬ, ЭШЕР, БАХ: эта бесконечная гирлянда.

Описания высшего уровня.

После того, как ситуация до некоторой степени «понята» в знакомых нам терминах, программа «оглядывается кругом» и предлагает пробное описание одной или нескольких рамок. Эти описания весьма просты. Например:

Наверху, внизу, справа от, слева от, внутри, снаружи, близко от, далеко от, параллельно, перендикулярно, в ряд, рассеяны, на равном расстоянии друг от друга, на неравном расстоянии друг от друга и т. д.

Могут использоваться также определенные и неопределенные числовые описания:

1,2,3,4,5, … Много, несколько и т. д.

Могут быть построены и более сложные описания, такие как:

Правее, менее близко к, почти параллельно и т. д.

Таким образом, типичная рамка — скажем, 1-Е из ЗБ #47 (рис. 120) — может быть описана различными способами. Можно сказать, что в ней имеются:

Три фигуры.

Или.

Три белых фигуры.

Или.

Один круг направо.

Или.

Два треугольника и круг.

Или.

Два повернутых кверху треугольника.

Или.

Одна большая фигура и две маленьких фигуры.

Или.

Одна изогнутая фигура и две прямолинейных фигуры.

Или.

Круг с одной и той же фигурой внутри и снаружи него.

Описания высшего уровня. ГЛАВА XIX: Искусственный Интеллект: виды на будущее. Часть II. ГЕДЕЛЬ, ЭШЕР, БАХ: эта бесконечная гирлянда.

Рис. 120. Задача Бонгарда # 47. (Из книги Бонгарда «Проблема узнавания»).

Каждое из этих описаний рассматривает рамку сквозь некий «фильтр». Вне контекста, каждое из описаний может быть полезно. Однако оказывается, что в контексте данной задачи все они «ошибочны». Иными словами, зная различие между классами I и II, вы не смогли бы, исходя только из этих описаний, сказать, к какому классу принадлежит данная рамка. В данном контексте основной чертой описываемой рамки является то, что она включает:

Круг с треугольником внутри.

Обратите внимание, что человек, услышавший это описание, не сможет восстановить оригинальную картинку, однако сумеет узнать картинки, отличающиеся данной чертой.

Это напоминает музыкальный стиль: вы можете безошибочно распознавать произведения, написанные Моцартом, и в то же время быть неспособным написать ничего похожего на его музыку.

Взгляните теперь на рамку I-Г задачи #91 (Рис. 121). Перегруженным, но «верным» описанием в контексте ЗБ #91 будет:

Круг с тремя прямоугольными выемками.

Описания высшего уровня. ГЛАВА XIX: Искусственный Интеллект: виды на будущее. Часть II. ГЕДЕЛЬ, ЭШЕР, БАХ: эта бесконечная гирлянда.

Рис. 121. Задача Бонгарда # 91. (Из книги Бонгарда «Проблема узнавания».).

Обратите внимание, насколько сложно это описание: слово «с» действует в нем как отрицание, давая понять, что «круг», на самом деле, не является кругом — это почти круг, но… Более того, выемки не являются полными прямоугольниками. В нашем использовании языка для описания предметов есть немало тонкостей. Ясно, что большое количество информации здесь опущено и можно было бы опустить еще больше. A priori очень трудно понять, какую информацию лучше отбросить, а какую необходимо сохранить. Поэтому нам нужно, путем эвристики, закодировать некий метод для разумного компромисса. Разумеется, если нам необходимо восстановить отброшенную информацию, мы всегда можем спуститься на низшие уровни описания (к менее блочной картине), так же как люди могут все время обращаться к данной задаче Бонгарда с тем, чтобы проверить правильность их догадок. Таким образом, метод состоит в создании правил, объясняющих, как.

Создавать пробные описания для каждой рамки;

Сравнивать их с пробными описаниями других рамок каждого класса.

Переделывать описания.

(1) Добавляя информацию;

(2) Отбрасывая информацию;

(3) Рассматривая ту же информацию под другим углом.

Этот процесс повторяется до тех пор, пока мы не найдем различия между двумя классами.