Библейская Русь. Часть 2.

7.10. В каком году был установлен библейский праздник Пурим.

Пурим празднуется у иудеев до сих пор. Причем отмечается он в четырнадцатый и пятнадцатый дни месяца Адара [66], с.587. Это — дата по лунному календарю.

Четырнадцатое Адара приходится за тридцать дней, — точнее, за один лунный месяц = 29, 5 суток, — до пятнадцатого Нисана. То есть за тридцать дней до первого весеннего полнолуния. Поскольку Адар — лунный месяц, предшествующий Нисану [66], с.24. См. рис.7.9.

7.10. В каком году был установлен библейский праздник Пурим. Глава 7. Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах Книги Есфирь. Библейская Русь. Часть 2.

Напомним, что первое весеннее полнолуние — это 15 Нисана [393], с.174.

Лютеранский Хронограф 1680 года сообщает здесь также и юлианскую дату праздника Пурим. Оказывается, тринадцатое Адара В ГОД УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА приходилось на 5 марта [940], лист 74, оборот. См. рис.7.10.

7.10. В каком году был установлен библейский праздник Пурим. Глава 7. Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах Книги Есфирь. Библейская Русь. Часть 2.

Как мы видели, праздник Пурим установлен в честь события, происшедшего за месяц до первого весеннего полнолуния. По Лютеранскому Хронографу 1680 года — в честь события, происшедшего 5 марта. Библия связывает его со смертью Амана. Но Аман или Аван, как мы говорили, это, скорее всего, Иван Молодой, сын Ивана III. Считается, что он умер или погиб 7 марта якобы 1490 года [778], с.142. А его оригинал в XVI веке — Иван Иванович, сын Ивана IV Грозного, заболевает и умирает НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ после смертельного удара в висок, то есть в лицо. Если день предполагавшегося истребления иудеев — о чем говорит Хронограф — находится в XV веке, то эта дата падает, следовательно, на 5 марта. То есть В ТОЧНОСТИ НА ТОТ ДЕНЬ, какой и указан Лютеранским Хронографом.

Выше мы взяли дату установления праздника Пурим — 5 марта — из Лютеранского Хронографа, рис.7.10. НО ЕЕ МОЖНО РАССЧИТАТЬ И НЕЗАВИСИМО. Дело в том, что даты весенних полнолуний — это события, рассчитываемые астрономически. Оказывается, в 1490 году весеннее полнолуние — то есть четырнадцатая луна или пятнадцатое Нисана — приходилось на 6 апреля. Это показывает выполненный нами расчет по формулам Гаусса [393], с.176-177. А поскольку день 13 Адара приходится на один лунный месяц и 1 день раньше, то получается, что праздник Пурим был действительно установлен 5 марта 1490 года.

Зададим вопрос: а в какие еще годы XV-XVI веков день 13 Адара еврейского лунного календаря приходился на 5 марта юлианского солнечного календаря? Это происходило, оказывается, в 1441, 1460, 1472, 1479, 1490 (!), 1536, 1555, 1574 годы. То есть — неравномерно и достаточно редко. Всего 8 раз за двести лет. Появление в этом ряду 1490 года идеально отвечает нашей реконструкции, рис.7.9.

В то же время отметим, что в XVI веке, в третий год после начала опричнины — то есть в 1566 году — весеннее полнолуние приходилось на 4 апреля, см.ХРОН6, Прилож.5. Пурим праздновался ДВА ДНЯ — четырнадцатого и пятнадцатого Адара [66], с.587, а не тринадцатого Адара. Так что фактически с праздником связаны СРАЗУ ТРИ последовательные даты: 13, 14 и 15 Адара. Поэтому, строго говоря, надо также рассмотреть случай, когда 5 марта приходилось на 14 или 15 день месяца Адара. Календарная задача с такими слегка расширенными условиями имеет в XVI веке следующие решения: 1509, 1528, 1536, 1547, 1555, 1566 (!), 1574, 1585 годы, см.ХРОН6, Прилож.5.

НО ТОГДА НАШИМ УСЛОВИЯМ БУДЕТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, УДОВЛЕТВОРЯТЬ И 1566 ГОД, ТО ЕСТЬ ТРЕТИЙ ГОД ОПРИЧНИНЫ, в который развернулся особенно жестокий террор против земской оппозиции, см. ниже. Дело в том, что в 1566 году день 5 марта как раз приходится на 15 число месяца Адара. Для этого даже не нужно заново рассчитывать дату, поскольку если весеннее полнолуние произошло относительно юлианского календаря на 2 дня раньше, то и 13 Адара сдвинется с 5 марта на 3 марта. Следовательно, 15 Адара придется как раз на 5 марта, рис.7.9.

Итак, 1566 год является удовлетворительным решением календарной задачи.

Следовательно, ПРАЗДНИК ПУРИМ МОГ БЫТЬ УСТАНОВЛЕН В XVI ВЕКЕ, на третьем году ОПРИЧНИНЫ. Соответствует ли это библейскому описанию «разгрома персов» в книге Есфирь? Соответствует, причем прекрасно. В самом деле, ИМЕННО В 1566 ГОДУ оппозиция собирает собор, на котором она требует от Ивана «Грозного» прекратить опричнину [776], с.118.

В лице Колычева «земская оппозиция (против опричнины — Авт. ) обрела одного из самых деятельных и энергичных вождей. Колычев изъявил согласие занять митрополичий престол, но при этом КАТЕГОРИЧЕСКИ ПОТРЕБОВАЛ РАСПУСТИТЬ ОПРИЧНИНУ. Поведение соловецкого игумена ПРИВЕЛО ГРОЗНОГО В ЯРОСТЬ… Земские служилые люди обратились к царю с ТРЕБОВАНИЕМ ОБ ОТМЕНЕ ОПРИЧНОГО РЕЖИМА… Дворяне потребовали немедленного упразднения опричных порядков. Выступление служилых людей носило ВНУШИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР: В НЕМ УЧАСТВОВАЛО БОЛЕЕ 300 ЗНАТНЫХ ЛИЦ ЗЕМЩИНЫ, в том числе некоторые бояре-придворные. По данным Шлихтинга, ОППОЗИЦИЯ ЗАЯВИЛА О СЕБЕ В 1566 ГОДУ… Царь отклонил ходатайство земских дворян и использовал ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, предоставленные ему указом об опричнине, чтобы покарать земщину. 300 челобитчиков ПОПАЛИ В ТЮРЬМУ. Правительство, однако, не могло держать В ЗАКЛЮЧЕНИИ ЦВЕТ СТОЛИЧНОГО ДВОРЯНСТВА, и уже на шестой день почти все узники получили свободу. 50 человек, признанных зачинщиками, подверглись торговой казни: их отколотили палками на рыночной площади. Нескольким урезали языки, а трех дворян обезглавили… ВЫСТУПЛЕНИЕ ДВОРЯН В МОСКВЕ ПРОИЗВЕЛО СТОЛЬ ВНУШИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что царские дипломаты вынуждены были выступить со специальными разъяснениями за рубежом. По поводу КАЗНИ ЧЛЕНОВ ЗЕМСКОГО СОБОРА они заявили… По прошествии непродолжительного времени… царь вспомнил о тех, кто был отпущен на свободу, и подверг их опале» [776], с.118-120.

Бурные события 1566 года были прелюдией к полному разгрому земской оппозиции. После этого.

«В истории опричнины настала МРАЧНАЯ ПОРА, от которой сохранилось мало достоверных известий. Историки ВЫНУЖДЕНЫ обращаться… к… мемуарам и запискам ИНОСТРАНЦЕВ» [776], с.132.

Некоторые из опричников, бежавшие потом за рубеж, будоражили Западную Европу «ЛЕДЕНЯЩИМИ ДУШУ РАССКАЗАМИ О ЗЛОДЕЯНИЯХ МОСКОВСКОГО ТИРАНА» [776], с.132. В Москве начался террор. Это — время 1566-1572 годов. Например, в книге Р.Г.Скрынникова эпоха 1566-1572 годов описана в двух стоящих подряд главах под названиями «ТЕРРОР» и «НОВГОРОДСКИЙ ПОГРОМ» [776].

Таким образом, становится совершенно ясным, почему именно 1566 год послужил причиной установления ПРАЗДНИКА ПУРИМ. Празднуется «погром персов иудеями».