Библейская Русь. Часть 2.
7.20.5. Есфирь при Иване IV Грозном в XVI веке.
В биографии Ивана IV Грозного есть одна историческая загадка, среди многих других, связанная с выбором одной из его жен. Это — загадка Василисы Мелентьевны. Якобы она была шестой женой Ивана IV. Причем как бы не очень-то и женой. Недаром Н.А.Карамзин, перечисляя жен Грозного, избегает в случае с Василисой слова «царица» [362], т.9, гл.5, примечание 494. Сведений о ней почти не осталось. Обычно цитируют следующее, достаточно темное место из Хронографа:
«[Царь] имал молитву со вдовою Василисою Мелентьевою, сиречь с женищем» [776], с.212.
По поводу этой записи многие историки даже утверждали, будто здесь вообще выдумка. Все это действительно выглядит странно, так как русские цари обычно на вдовах не женились. Тем более что Василиса названа здесь странным словом «женище», то есть вроде бы уже ЗАМУЖНЕЙ. Тем не менее, как доказывает Р.Г.Скрынников, «Василиса была реальным историческим лицом» [776], с.212. Таким образом, даже сам факт «существования Василисы Мелентьевой» требует особого доказательства. Настолько мало о ней сохранилось сведений.
Имя ее — Василиса — скорее всего, означает просто «царица», поскольку Василевс — это Царь. Второе ее имя, или якобы отчество — Мелентьевна, явно напоминает все то же имя ЕЛЕНА, которое, как мы видели, неизменно сопутствует библейской Есфири на страницах русской истории. О Василисе Мелентьевой известно также, что муж ее был убит опричниками [776], с.212. То есть убит во время библейского ПУРИМА = Опричнины. На этом сведения о ней обрываются. Вероятно, перед нами — глухой след той истории Есфири, которая в ярком виде помещена в XV век: Елена Волошанка, жена Ивана Молодого и т.д. Во всяком случае, среди жен Ивана IV Грозного присутствует «кандидат на звание Есфири». И в то же время здесь яснее всего видны следы позднейшей тщательнейшей чистки страниц русской истории.
Еще один яркий след «истории Есфири» при Иване «Грозном» в XVI веке сохранился в одной из покаянных грамот, приписываемых «Грозному». Грамота была датирована С.Б.Веселовским 1572-м годом. То есть самым концом опричнины [128], с.302-322, а также [203], с.56. В этой грамоте, как сообщает историк Г.Л.Григорьев,
‹‹Грозный говорит о себе, что он «Рувиму уподобихся, осквернившему отче ложе». В Библии мы читаем: «И было во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницей отца своего…» Уподобиться Рувиму Грозный мог, СОГРЕШИВ С ЖЕНОЙ ИЛИ НАЛОЖНИЦЕЙ ОТЦА ИЛИ КАКОГО-ЛИБО СТАРШЕГО РОДСТВЕННИКА›› [203], с.58.
Г.Л.Григорьев выдвигает предположение «о наличии скрытой борьбы за московский престол между Иваном Грозным и его сводным братом Георгием» [203], с.63. Здесь Г.Л.Григорьев, по-видимому, близок к истине. Согласно нашей реконструкции, после того как сам Иван IV = Василий Блаженный заболел и отошел от дел, власть перешла к его брату Георгию. Он же — библейский Арта-Ксеркс. Именно при нем и была развязана опричнина. Кстати, Елена отразилась, по-видимому, в Библии также как «Валла», см. выше.