Библейская Русь. Часть 2.
9.9. «Радость освобождения», распространившаяся по некоторым странам западной Европы в XVI-XVII веках. Средневековые агитационные листки против Римской церкви.
Итак, Реформация XVI-XVII веков была эпохой мятежа на Западе и раскола Великой = «Монгольской» Империи. По этому поводу некоторые социальные прослойки в Западной Европе выражали нескрываемую радость. В частности, и в связи с освобождением от церковной центральной власти Руси-Орды, отождествлявшейся в то время с «римской папской властью».
Мы приводим на рис.9.67 в качестве красноречивого примера «радости освобождения» картину Джироламо да Тривезо «Четыре евангелиста побивают камнями папу». Хранится в Виндзоре, в Королевской библиотеке, и датируется примерно 1536 годом. Историки комментируют так:
«Четыре евангелиста наказывают папу римского, распростертого на земле вместе с аллегориями Алчности и Лицемерия; ТРУДНО ПРИДУМАТЬ КРАСНОРЕЧИВЕЕ ПРОПАГАНДУ» [930], с.273-274.
Изображены четверо благообразных мужчин, кидающих тяжелые камни в поверженного римского папу. Рядом с ним на земле уже лежат две мертвые женщины. Согласно нашей реконструкции, в ту эпоху Римский Папа был олицетворением духовной власти русско-ордынских царей-ханов. В ту эпоху Римом называли Москву. Осмелевшие и ликующие мятежники-реформаторы призывали бросать камни в светского и духовного главу Русско-Ордынской Империи. Обратите внимание, что на земле валяется какой-то государственный документ, скрепленный несколькими печатями. Похоже, что художник инструктирует зрителя — как следует теперь обращаться с папскими, имперскими указами. Ни в коем случае больше им не повиноваться. Топтать ногами.
В эпоху Реформации по некоторым странам Западной Европы активно распространялись пропагандистские листовки вроде той, которая приведена на рис.9.68 [492], с.199. В довольно отталкивающем виде изображено римское папство. Мятежники-реформаторы усиленно обрабатывали западноевропейцев, стремясь вытереть из памяти народов уважение к Империи и к ее основным светским и духовным институтам. Как мы видим, были применены все доступные средства, в том числе и наглядно-агитационные. В ход был пущен, так сказать, шершавый язык плаката, рис.9.68.
Сегодня уцелевшие листки такого сорта историки уклончиво именуют так: «Карикатура на пап и монахов. Гравюра ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ» [492], с.199. Римский папа, то есть духовный глава Великой = «Монгольской» Империи того времени, изображен в совершенно омерзительном виде. Шерсть, когти, огромная пасть, шабаш на голове и прочее. Сидит на каком-то важном документе, СКРЕПЛЕННОМ МНОЖЕСТВОМ ПЕЧАТЕЙ, приделанных шнурками к тексту. Художник-агитатор как бы призывает: указам центральной имперской власти более не повиноваться. Причем откровенно учит — как и для чего нужно теперь использовать государственные акты Империи. Теперь они хороши лишь в качестве туалетной бумаги. Этот образ, возникший в эпоху Реформации, сохранился и до нашего времени, превратившись в известную и слегка вульгарную поговорку.
Не брезговали такой «прогрессивной деятельностью» и известные средневековые художники. Надо полагать, одни были искренни, другие молчаливо подчинялись новым правилам поведения во время мятежа Реформации. Кого-то, наверное, принуждали силой. Вот, например, гравюра XVI века знаменитого художника Луки Кранаха, рис.9.69.
Грязная свинья на задних лапах, в церковном одеянии мычит что-то нечленораздельное. Изображены следы неприятной болезни. Сегодня сию агитационную листовку аккуратно именуют так: «Карикатура Луки Кранаха на невежество монахов» [492], с.37. Мол, известный художник пошутил, не нужно воспринимать эту его работу всерьез. Юмор.
На рис.9.70 мы приводим французскую листовку-гравюру под названием «Я — папа», направленную якобы против Александра VI [492], с.167. Опять — довольно мерзкий образ. Шерсть, когти, клыки, рога. Другой пример показан на рис.9.71.
Иезуиты с собачьими головами. Один из них грызет не то ягненка, не то лошадь. Как мы видим, западноевропейские художники-агитаторы наперебой старались перещеголять друг друга в выборе наиболее неприятных образов для Империи. Надо признать, что напористая и беззастенчивая пропаганда принесла наконец определенные плоды. Если долго повторять одно и то же, в конце концов можно заставить поверить во многие вещи. Наконец, были листовки и другого, более откровенного рода. Уже не просто «обличительные», а громкий призыв к революционным действиям. Так сказать, деловые инструкции.
На рис.9.72 мы видим листовку, которую сегодня уклончиво называют «сатирический листок против духовенства…» [492], с.249. Благородный воин протыкает папу длинным копьем. Художник-агитатор как бы призывает: воткните, наконец, длинную пику к толстое брюхо этого жирного римского папы. Смотрите и учитесь — как нужно делать. В руке папы, привязанного, кстати, к престолу, изображен разламывающийся ключ св.Петра, символа римской церкви. А также — ломающийся меч. Так сказать, наконец-то мы сломали военный меч Империи. На земле валяются государственные документы, скрепленные печатями. Изо рта умирающего папы вываливается извивающийся длинный язык, на котором перечислены западноевропейские города и провинции. По-видимому, уже отложившиеся от Империи.
Следует отдавать себе ясный отчет в том, что поток проклятий и поджигательских призывов, который западноевропейские реформаторы-революционеры XVI-XVII веков вылили на «римскую папскую церковь», на самом деле был направлен на раскол Великой = Монгольской Империи. Сегодняшние историки преподносят нам все эти разрушительные акции кровавого мятежа как «здоровую критику устами прогрессивного человечества, направленную против прогнившей римской папской церкви». Указывая при этом ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ИТАЛЬЯНСКИЙ РИМ. Что неверно. Итальянский Рим в то время был лишь одной из многих местных духовных и светских резиденций Великой = «Монгольской» Империи. Ватикан = Вати-Кан = Батый-Хан. Главная власть была сосредоточена, конечно, в центре Империи, на Руси-Орде и в Османии-Атамании. Реформаторы били именно по ней.
Затем, после победы Реформации на Западе, сказали примерно так. Главная Римская Церковь всегда была у нас, в итальянском Риме. Да, она была плохая. Но она всегда была нашей. Слухи о том, будто когда-то Рим и его Церковь были на Руси, не только нелепы, но и политически вредны. Настоятельно советуем неправильные слухи больше не повторять. «Наша главная римская церковь в Италии» была плохой, но потом мы ее аккуратно поправили, немного реформировали. И теперь она стала хорошей. А все старые листовки против римской церкви — это просто наша суровая, но на самом деле правильная, доброжелательная и даже юмористическая критика нашей прежней, слегка заблудшей церкви. Не нужно воспринимать всерьез эти листки. Кто там несогласен? С такими еретиками у нас разговор короткий — на костер.