Библейская Русь. Часть 2.

10.3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим.

В ХРОН5 мы обосновали нашу мысль, что евангельский Иерусалим — это, скорее всего, Новый Рим = Царь-Град. Там в XII веке был распят Иисус Христос. Таким образом, названия Рим и Иерусалим сильно связаны. Иногда означали — по нашей реконструкции — одно и то же.

Поэтому Москва, которая в XV-XVI веках стала ТРЕТЬИМ РИМОМ, естественно, должна была унаследовать необходимый ОБЛИК евангельского ИЕРУСАЛИМА. Об этом мы уже говорили в ХРОН5, гл.12:9.2. Дополним наш анализ новым материалом.

При Борисе «Годунове», согласно МОСКОВСКОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, МОСКВА УЖЕ БЫЛА ТРЕТЬИМ РИМОМ. Ее считали наследником евангельского Иерусалима. И.Е.Забелин приводит следующие данные:

«Это (Москва — Авт.) был город, подъезжая к которому благочестивые немцы говаривали, что ЭТО ИЕРУСАЛИМ» [283], с.187.

Как мы сообщили в ХРОН5, гл.12:9.2, собор Василия Блаженного в Москве.

‹‹В XVI и XVII веках… часто называли просто «ИЕРУСАЛИМ»›› [305], с.190.

На рис.10.1 приведена старая гравюра из книги А.Олеария с изображением этого собора. Считается, что храм «был выстроен в 1555-1561 гг. на месте… церкви Троицы» [773], с.29. В то же время имеется другой вариант той же самой гравюры — почти не отличающийся, выставленный в музее Нового Иерусалима в г. Истра. Подпись на гравюре четко говорит, что изображенный на ней собор Василия Блаженного — и есть собор Святой Троицы, который, кроме того, называется ИЕРУСАЛИМОМ, а также МОСКОВСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ. Вот эта надпись: «S.Trinité, ou Jerusalem, Eglise de Moscou…» Пояснительная табличка музея «Новый Иерусалим» в Истре сообщает, что гравюра выполнена по рисункам Н.Витсена, XVII век, Голландия. Кстати, сам А.Олеарий в тексте книги также называет этот храм «Троицкой церковью, которую немцы зовут Иерусалимом» [773], с.29.

Обратим внимание, что НЕКОТОРЫЕ ГРАВЮРЫ ИЗ КНИГИ ОЛЕАРИЯ ЯВНО РЕДАКТИРОВАЛИСЬ И ПЕРЕРИСОВЫВАЛИСЬ ОТ ИЗДАНИЯ К ИЗДАНИЮ. Мы только что привели изображение собора Василия Блаженного = собора Иерусалима из книги Олеария издания 1656 года [773], с.29. См. на рис.10.1.

10.3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим. Глава 10. «Восстановление»-постройка Иерусалима = Москвы после вавилонского пленения. Сколько было Иерусалимов и где они были построены. Библейская Русь. Часть 2.

А вот в издании его книги 1647 года эта же гравюра выглядит по-другому, рис.10.2.

10.3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим. Глава 10. «Восстановление»-постройка Иерусалима = Москвы после вавилонского пленения. Сколько было Иерусалимов и где они были построены. Библейская Русь. Часть 2.

Лобное Место нарисовано не слева, а справа. Причем царь, патриарх и свита входят на Лобное Место тоже слева, а не справа. В остальном оба варианта гравюры схожи. Причем это — не зеркальное отражение рисунка, поскольку сам собор нарисован в общем-то одинаково, на обеих гравюрах. Явно что-то меняли в изображении Лобного Места. Итак, вплоть до XVII века понятие «Иерусалим» имело не совсем тот смысл, что теперь. Сегодня мы привыкли к тому, что Иерусалим — некий определенный город, географическое место на карте. Однако в средние века был другой взгляд на само понятие «Иерусалим». Оно могло иметь смысл ЦЕНТРА ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ или даже просто МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Менялся центр — передвигался и Иерусалим.