Библейская Русь. Часть 2.

10.1. Название Иерусалим было подвижным и в разное время применялось к разным городам.

У средневекового человека был непривычный для нас РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕОГРАФИЮ. Согласно этому взгляду, некоторые вроде бы чисто географические названия на самом деле были связаны в сознании людей того времени НЕ С МЕСТОМ, — то есть с какой-то точкой на карте, — А С ВЕРОИСПОВЕДАНИЕМ.

Географические названия зачастую имели другой смысл чем сегодня. В частности, они были более ПОДВИЖНЫМИ — по карте. Для средневекового человека подвижность и повторяемость названий была понятна и имела свой смысл. Сегодня смысл забыт. И, разбирая старые источники, мы подсознательно — и иногда ошибочно — стремимся втиснуть их в наши современные представления о географии.

Яркий пример такого подвижного названия — ИЕРУСАЛИМ.

Например, известно, что в XIV веке была некая секта ПЕПУЗИАН или ПЕЛУЗИАН, которые утверждали, что ИЕРУСАЛИМ — это некая ПЕПУЗА. При этом Пепуза была просто селением. Вот что говорит Матфей Властарь:

«Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали БОЖЕСТВЕННЫМ МЕСТОМ ПЕПУЗУ, селение во Фригии, и именовали ее ИЕРУСАЛИМОМ» [17], с.47.

Об этом писал и Евсевий Памфил:

«Небольшие города Фригии: Петузу и Тимион, называл он (Монтан — Авт.) ИЕРУСАЛИМОМ». Цит. по [295], с.893.

Конечно, надо всегда помнить, что изначально был один, главный, древний Иерусалим, в котором разворачивались евангельские события XII века. Это был Царь-Град на Босфоре.

Но помимо этого далекого, географически отдаленного для многих Иерусалима, потом появились и местные, более близкие центры религиозного поклонения. Которые иногда назывались Иерусалимами, поскольку они действительно являлись политико-религиозными центрами той или иной общины или страны. И такие примеры мы еще увидим.