Библейская Русь. Часть 2.
11.2. Реконструкция истории создания современной Библии. Кто, где и когда писал Пятикнижие.
Специалистам по истории иудаизма известно из средневековых свидетельств, что средневековый иудаизм разделялся по крайней мере на два различных течения. Одно из них называют «ортодоксальным (раввинистическим) иудаизмом» [164], с.101. Другое — это караимы, см. там же. Считается, например, что.
«В 1161 г. (якобы — Авт.) в Константинополе находилось до 2000 евреев-раббинистов и до 500 караимов. МЕСТА ИХ ОБИТАНИЯ… БЫЛИ РАЗДЕЛЕНЫ ОГРАДОЙ» [164], с.100.
«Иоганн Шильтбергер упоминает, что в Кафе живут евреи двух родов, вероятно раббинисты и караимы» [164], с.100.
Историки так представляют себе различие между раббинистами и караимами.
1A. Главной книгой раббинистов являлся Талмуд. У них.
«Сложился устный закон — Талмуд, ставший главным законоположением для раввинистического иудаизма. Талмуд отразил НОВЫЕ ДЛЯ ИУДАИЗМА представления» [164]. с.100.
Считается, что в то же время, в средние века, раввинисты не читали Пятикнижие.
«Ортодоксальные (раввинистические — Авт.)… иудеи чтение Библии НЕ РАЗРЕШАЛИ, они могли знакомиться лишь с Талмудом» [164], с.99.
# 1B. Главной книгой караимов было Пятикнижие Моисея. При этом караимы отрицали Талмуд:
«Клееман отмечает, что они (караимы — Авт.) НЕ СЛЕДУЮТ ТАЛМУДУ, А ЧТУТ ТОЛЬКО ТОРУ, ТО ЕСТЬ ПЯТИКНИЖИЕ, ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ВЕТХОЗАВЕТНОЙ БИБЛИИ» [164], с.87.
Это свидетельство немецкого купца Клеемана относится к 1769 году.
2A. Средневековые раввинистические иудеи считаются потомками древних жителей современной Палестины. Вероятно, это правильно.
# 2B. Средневековые караимы считаются частью татар. Их обычаи — татарские, разговорный язык — татарский [164]. По одной из теорий, караимы происходят от иудеев-хазар [164], с.87. То есть, согласно нашей реконструкции, от поволжских народов Казани. В тех случаях, когда средневековые тексты сообщают, что, например, некоторая часть кочевников-половцев в степях Причерноморья — то есть в Руси-Орде — является иудеями, эти сообщения расцениваются обычно как сообщения о караимах [164], с.99.
3A. Язык раввинистических иудеев в средние века — это арамейский язык.
Он принадлежит к семитской группе языков [164], с.98. На таких языках и ныне говорят многие народы Ближнего Востока и Северной Африки. В частности, арабы. Да и само название АРАМЕЙСКИЙ — с учетом перехода В = латинское W в М — превращается в АРАВЕЙСКИЙ, то есть АРАВИЙСКИЙ, АРАБСКИЙ. Возможно, это указывает на Аравийский полуостров, где находится современная Палестина.
По поводу отождествления АРАМЕЙСКИЙ = АРАВЕЙСКИЙ, АРАВИЙСКИЙ напомним, что буква М отличается от W лишь расположением на листе бумаги. А это при средневековом разнообразии направлений чтения могло легко приводить к путанице. Пример старого текста, где, видимо, нельзя выделить ни строк, ни столбцов и совершенно неясно, в каком направлении нужно читать, мы приводим на рис.11.2.
Это — фотография каменной плиты, выставленной в Керченском музее «Царского Кургана», Крым, Боспорское Царство.
# 3B. Разговорный язык караимов — татарский, тюркский. В то же время караимы в своих священных книгах использовали древнееврейский язык, записанный теми же древнееврейскими буквами, какие известны и сегодня. Подчеркнем, что в этом — ОТЛИЧИЕ караимов от раввинистических иудеев, священные книги которых — Талмуд и другие — написаны почти исключительно по-арамейски. Так было по крайней мере начиная с позднего средневековья.
При этом неясно, понимали ли караимы, например в XIX веке, смысл древнееврейского священного текста. Оказывается, в XIX веке, в религиозной школе караимов в Крыму.
«Первые два года мальчики (девочек в школу не принимали) учились читать по складам на древне-еврейском языке, НЕ ПОНИМАЯ СМЫСЛА ТЕКСТА. Живым разговорным языком караимов Крыма был КРЫМСКО-ТАТАРСКИЙ язык» [164], с.103.
Один из авторов настоящей книги, Г.В.Носовский, побывав в 1996 году в Крыму, с удивлением узнал следующее. На одной из караимских кенасс = синагог в крепости Чуфут-Кале, построенной в СЕМНАДЦАТОМ веке, справа от входной двери находится караимская надпись, выполненная на древнееврейском языке. Оказывается, ЭТУ НАДПИСЬ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА СЕГОДНЯ КАРАИМЫ ПРОЧЕСТЬ НЕ МОГУТ. Так, по крайней мере, утверждают местные экскурсоводы. Мы не можем судить — насколько надпись «нечитаема», а поэтому приводим ее фотографию на рис.113.
Кроме того, известно, что караимы использовали древнееврейские буквы также и для обычных, татарских, караимских надписей. Например,
«Эпитафии на памятниках выполнены в подавляющем большинстве на древнееврейском языке, хотя есть и на КАРАИМСКОМ, НО ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМИ БУКВАМИ» [164], с.104.
Не нужно думать, что караимы — то есть татары-иудеи — жили и живут только в Крыму. Они были распространены по многим областям Великой = «Монгольской» Империи. Хорошо известно, что караимы жили в ЛИТВЕ, на УКРАИНЕ, в КОНСТАНТИНОПОЛЕ, в степях ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. Более того, «немало караимов попало в ИСПАНИЮ, где в XI-XII веках (якобы — Авт.) возникла школа грамматики древнееврейского языка, бывшего к тому времени уже более тысячелетия фактически мертвым. Им пользовались лишь в богослужении, да для надгробных надписей» [164], с.100. В этой связи отметим, что именно в Испании и Португалии в XV веке, — то есть как раз в эпоху османского завоевания, — началось книгопечатание древнееврейским шрифтом. Так, например, в Португалии XV века выпускались книги ТОЛЬКО ПО-ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИ [139], с.125. Таким образом, древнееврейский шрифт и даже сам древнееврейский язык в иудейской традиции теснее всего связаны именно с караимами.
Мы не знаем историю расселения караимов по разным странам Европы и Азии. В исследовании [164] рассказано, как караимы, — СОГЛАСНО ИХ СОБСТВЕННЫМ ПРЕДАНИЯМ, — появились в Крыму.
«Согласно преданиям, сохранившимся в среде караимов, в XVIII — начале XIX в., в Крым они пришли ВМЕСТЕ С ТАТАРАМИ… С их слов об этом писали Пейсонель, Кеппен и другие авторы. В Крымском республиканском государственном архиве хранится прошение от имени караимов к… графу Платону Зубову — правителю Новороссии и Бессарабии, писанное в 1794 г. Караимы просили уравнять их в правах с татарами, освободить от двойной подушной подати, которая была установлена для евреев-раббинистов… При этом сообщалось, что в Крыму КАРАИМЫ ПОСЕЛИЛИСЬ 450 ЛЕТ НАЗАД» [164], с.100.
Итак, КАРАИМЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПРИШЛИ В КРЫМ ВМЕСТЕ С ТАТАРАМИ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 1350 ГОДУ. То есть В СЕРЕДИНЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ВЕКА, как раз в эпоху великого = «монгольского» завоевания. Напомним, что мы датируем это завоевание XIV, а не XIII веком, как скалигеровско-романовская история. Такое утверждение караимов заставляет нас с большим вниманием отнестись к их преданиям. Караимы не могли извлечь ЭТУ ПРАВИЛЬНУЮ ДАТИРОВКУ из скалигеровско-романовских учебников. Там ошибочно указан XIII век.
Наша реконструкция такова. В XV веке в османских=атаманских войсках Орды, ушедших под предводительством Моисея на повторное завоевание «монгольских» земель Западной и Южной Европы, а также Малой Азии и Африки, были племена различных вероисповеданий. Поскольку в Великой = «Монгольской» Империи действовал принцип веротерпимости. Среди них были и иудеи, — так сказать, имперские иудеи, то есть «иудеи Империи». По одному из переводов на русский язык, предложенному Н.А.Морозовым, слово ИУДЕЙ означало СЛАВЯЩИЙ БОГА, то есть БОГОСЛАВЕЦ. Это — средневековые предки караимов. Поэтому они и расселились по всей территории Империи — от Мадрида до Царь-Града, Константинополя. Расселение произошло как во время первой волны великого = «монгольского» завоевания XIV века, так и во время второго османского=атаманского нашествия XV века. После завоевания XV века иудеи=богославцы написали свою историю, а точнее, историю завоевательных походов османов=атаманов. Естественно, с позиций своего религиозного учения. Наверняка были и иные истории, написанные другими. К тому же тогда религии еще только начали разделяться, и между ними было намного больше общего, чем сегодня.
Кстати, интересно отметить, что иудейский священник называется КОХЕН, то есть КАГАН, ХАН. А «древний» титул иудейского князя — НАСИ [826], с.144. Это слово обычно употребляется с артиклем: ХА-НАСИ, то есть практически то же, что и КОНАЗ — «монголо-татарская» форма русского слова КНЯЗЬ.
Историю Империи караимы начали с «сотворения мира» — как было тогда принято — и довели до конца османского=атаманского завоевания XV века. По нашей реконструкции, ЭТО И ЕСТЬ БИБЛЕЙСКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ И КНИГА ИИСУСА НАВИНА. Иначе говоря, главная часть восток-Библии. В ней богоборцами, то есть израильтянами, названы ВОЕННЫЕ части Орды-Атамании. А богославцами, то есть иудеями, названы СВЯЩЕННИКИ, шедшие вместе с Ордой в поход. Израилем называли Русь-Орду, а Иудеей именовали Османию=Атаманию со столицей в евангельском Иерусалиме = Царь-Граде, священном городе.
Пятикнижие по-еврейски называется ТОРА, евр. ТОРХ или ТУРХ, то есть «закон». Откуда возникло такое название? В свете нашей реконструкции напрашивается следующий простой ответ. Известно, что один из важнейших юридических ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ институтов ЗОЛОТОЙ ОРДЫ назывался ТЮРЕ [164], с.61.
«Чингизханом был установлен порядок престолонаследия… ЗАВЕТ ЭТОТ ИСПОЛНЯЛСЯ СВЯТО, ПРЕВРАТИВШИСЬ В ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, — ТЮРЕ, ИМЕВШИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ» [164]. с.61.
Таким образом, слово ТЮРЕ означало на тюркском языке ЗАКОН. Согласно нашей реконструкции, Пятикнижие — ТОРА — было написано татарами-иудеями = караимами. Поэтому, естественно, они и назвали его татарским словом ТЮРЕ, то есть ЗАКОН. Может быть, и само название ТЮРКИ, ТУРКИ произошло от этого слова: «те, кто нес закон», то есть ЗАКОННИКИ.
Какое-то время эти книги жили внутри караимской среды. Однако кроме караимов существовали и другие иудеи, южные и западноевропейские, возможно происходящие из Аравии, Ближнего Востока, современной Палестины. В первую очередь, — раввинистические иудеи. Они довольно сильно отличались от караимов. У них были свои религиозные книги — Талмуд, свой язык — арамейский. Однако и те и другие носили общее название — ИУДЕИ. Из-за этого со временем их в значительной мере отождествили. Это хорошо видно из истории караимов, постоянно вынужденных доказывать свое отличие от раввинистических иудеев. С точки зрения представителей других религий различие было отнюдь не очевидным. Со временем, вероятно, границы между раввинистическими иудеями и караимами стали размываться и стираться. Тем более, что Империя раскололась. Условно можно сказать, что караимы — это, так сказать, ВОСТОЧНЫЕ ИУДЕИ, «МОНГОЛЬСКО»-ИМПЕРСКИЕ, написавшие свою восток-Библию, бóльшую часть современной Библии. А раввинистические иудеи — это ЮГО-ЗАПАДНЫЕ ИУДЕИ, написавшие свою запад-Библию, составляющую меньшую часть в современном каноне.
Оба набора книг — восток-Библия и запад-Библия описывали в общем ОДНУ И ТУ ЖЕ историю Великой = «Монгольской» Империи XIV-XVI веков. Но с заметно разных позиций. Караимы = восточные иудеи, будучи в значительной степени «имперскими иудеями», отразили точку зрения Империи, взгляд великих = «монгольских» завоевателей. Потому что они шли в составе войск Орды. Себя и все великое = «монгольское» войско, всю Русь-Орду, они потому и называют Израилем, то есть БОГОБОРЦАМИ, ВОИНАМИ ЗА БОГА. Одно из двенадцати колен Израиля, кстати, называется в Пятикнижии коленом Иуды. Возможно, это была иудейская часть «монгольского» = великого ордынского войска.
А раввинистические иудеи, жившие в Юго-Западной Европе и Азии, оказались потом в положении завоеванных. Они попали под удар османского=атаманского завоевания XV века. Отсюда и иной стиль их книг — запад-Библии. Самый яркий показатель, позволяющий довольно уверенно отделять книги запад-Библии от книг восток-Библии, — это отношение их авторов к АССИРИИ, то есть к Руси-Орде. Запад-Библия содержит многочисленные проклятия в адрес Ассирии=Руси. А книги восток-Библии обычно об Ассирии=Руси вообще не упоминают. Поскольку их авторы = караимы сами являются частью Ассирии, идут в ее войсках, смотрят на Ассирию=Русь изнутри, а не снаружи. И говорят об Израиле, то есть о той же Ассирии, но под другим именем: Борца за Бога. Напомним, что Израиль переводится как Богоборец.
Прошло время. Великая = «Монгольская» Империя распростерлась на огромных территориях Европы, Азии и Америки. И раввинистические иудеи, оказавшись подданными Империи, волей-неволей должны были сблизиться с имперскими иудеями, то есть с караимами. В частности, воспринять их книги, уже забыв, что в Пятикнижии описано завоевание, в процессе которого «Монгольская» = Великая Орда завоевывала их собственных юго-западных предков. Восточные иудеи — караимы — тоже должны были со временем, особенно после распада Великой Империи, воспринять часть традиций юго-западного = раввинистического иудейства. Но, по-видимому, в меньшей степени. Что и видно из истории караимов. По крайней мере в XIX веке они еще не признавали Талмуд и старались доказать, что они «совсем другие», чем раввинистические иудеи [164]. Таким образом, с возникновением Великой Империи стал постепенно создаваться некий общий корпус иудейских книг, названный потом Библией, а точнее — Ветхим Заветом. В состав которого вошли как книги восток-Библии — «монгольско»-имперские, так и книги запад-Библии — раввинистические.
Затем Великая = «Монгольская» Империя раскололась. Привилегии караимов как бывших имперских иудеев исчезли. Их прежнее доминирующее положение сменилось на обратное. Главное положение в иудейской общине конца XVI — XVII веков заняли юго-западные, раввинистические иудеи. Не исключено, что имперские иудеи = караимы попали под удар резко отрицательного отношения к бывшей Великой Империи в послереформационной Западной и Южной Европе. С этой точки зрения любопытно было бы изучить историю средневековых закрытых кварталов — гетто для иудеев в некоторых городах Западной Европы. Они предназначались для отделения иудеев от остального населения. Само название кварталов ghetto [1447], с.330, — ГЕТТО, или ХЕТТО, — то есть «место для ГОТОВ»(?), возможно, указывает на то, что живших здесь людей когда-то называли готами или хеттами. Не значит ли это, что в послереформационной Западной Европе XVI-XVII веков караимы и другие имперские иудеи были принудительно изолированы в таких кварталах. Что-то вроде военнопленных. В романовской России гетто не ввели, избрав более мягкую форму — черту оседлости.
Считается, что в настоящее время караимов осталось совсем немного.
А общая, «объединенная» Библия осталась. И ею уже полностью распоряжались раввинистические иудеи. В XVII веке именно они, вероятно, определяли интерпретацию, датировку и географическую локализацию описанных в Библии событий. Неудивительно, что раввинистические иудеи разместили эти события на своей древней родине — на Ближнем Востоке. И датировали их в духе средневековой идеологии Реформации глубочайшей древностью.
Вернемся еще раз к термину «иудей». По-видимому, его значение в старых текстах далеко не однозначно. Одним и тем же словом «иудеи» средневековые авторы могли обозначать разные общности людей. Поскольку оно имеет ОСМЫСЛЕННЫЙ ПЕРЕВОД, означает БОГОСЛАВЕЦ, то есть СЛАВЯЩИЙ БОГА. Такие положительные формулы могли применяться очень широко. Яркий пример — слово ПРАВОСЛАВНЫЙ. Этим именем называют себя ортодоксальные христиане на Руси. Но и мусульмане называют себя ПРАВОВЕРНЫМИ. Что ведь означает фактически ТО ЖЕ САМОЕ — православный. К тому же слово ПРАВОСЛАВНЫЙ в православных текстах часто заменяется словом ВЕРНЫЙ. Ясно, что подобные положительно звучащие формулы не были монополией только одной религии. Это же относится и к слову ИУДЕЙ. Поэтому в Библии мы и видим различные формы использования этого слова: Иудея, колено Иудово, сыны Иуды и т.п. В разных местах Библии это слово могло нести разный смысл. Например, слово ИУДЕИ = БОГОСЛАВЦЫ могло означать священников ВООБЩЕ, не обязательно только иудейских. В других местах Библии это было КОЛЕНО ИУДОВО, вероятно, собственно иудеи. Хотя точно сказать трудно. Вопрос требует исследования с новой точки зрения.