Библейская Русь. Часть 2.

7.4. Выбор невесты для персидского царя.

____________________

A. КНИГА ЕСФИРЬ.

«Персидские» обычаи выбора невесты для царя описаны в книге Есфирь как важное государственное дело, в котором принимали участие все области царства. Выборы невесты были длительными и многоступенчатыми. Выбирали не только в столице, но и по всей стране.

Библия:

«Пусть бы поискали царю молодых красивых девиц, пусть бы назначил царь наблюдателей ВО ВСЕ ОБЛАСТИ СВОЕГО ЦАРСТВА, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы (Суздаль? — Авт.), в ДОМ ЖЕН… И девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею» (Есфирь 2:2-4).

И далее:

«Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу, после того как в течение ДВЕНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ выполнено было над нею все, определенное женщинам… тогда девица входила к царю» (Есфирь 2:12-13).

См. церковно-славянскую цитату-120.

7.4. Выбор невесты для персидского царя. Глава 7. Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах Книги Есфирь. Библейская Русь. Часть 2.
____________________

# B. ЭПОХА ИВАНА IV И ФАНТОМНАЯ ЭПОХА ИВАНА III.

На Руси выбор невест для царя происходил практически именно так, как описано в Библии. Вот как описывает московские обычаи средневековый автор Павел Иовий, побывавший на Руси.

«Московские государи, желая вступать в брак, повелевают избрать ИЗ ВСЕГО ЦАРСТВА девиц, отличающихся красотою и добродетелью и представить их ко двору. Здесь поручают их освидетельствовать надежным сановникам и верным боярыням… Наконец, после ДОЛГОГО и мучительного ожидания родителей, та, которая понравится царю, объявляется достойною брачного с ним соединения… Таким образом, московские государи, ПРЕЗИРАЯ ЗНАМЕНИТЫЕ ЦАРСКИЕ РОДЫ, ПОДОБНО ОТТОМАНСКИМ СУЛТАНАМ, возводят на брачное ложе девиц большею частию низкого и незнатного происхождения». Цит. по [282], с.109-110.

Известный специалист И.Е.Забелин пишет:

«Великий князь Иван Васильевич выбрал невесту для своего наследника, сына Василия, из ТЫСЯЧИ ПЯТИСОТ ДЕВИЦ, вызванных на смотрины от помещиков или служивых людей СО ВСЕЙ ЗЕМЛИ» [282], с.109.

И далее:

«В областные и другие города посылали доверенных людей… которые заодно с местною властью, с наместником или воеводою, должны были пересмотреть всех девиц назначенного округа. Между тем по всему округу, во все поместья пересылалась государева грамота с наказом везти дочерей в город для смотра» [282], с.110.

Как и описано в Библии, в Москве для невест «был устроен ДОМ ПРЕИЗРЯДНЫЙ, украшенный, со многими покоями» [282], с.111. Здесь они ожидали царского смотра. Итак, описанный в книге Есфирь «персидский» обычай выбора невест просто СОВПАДАЕТ с московскими обычаями XV-XVI веков. Это удивительное совпадение русского и библейского обычаев отметил и И.Е.Забелин [282], с.109.