Библейская Русь. Часть 2.

10.11. Новый Иерусалим Патриарха Никона под Москвой.

Косвенным свидетельством того, что в XVII веке положение «правильного Иерусалима» еще не устоялось на географической карте, служит и известная попытка русского патриарха Никона изобразить Иерусалим на местности под Москвой, см. ХРОН5, гл.12:9.

По-видимому, Никон попытался сделать под Москвой то же самое, что сделали западноевропейцы в Палестине, попав туда лишь в конце XVIII — начале XIX века. То есть поставить «новую Иерусалимскую точку» на карте. Никону же пришла в голову мысль поставить эту точку недалеко от Москвы. А заодно и стать Иерусалимским патриархом, см. ХРОН5. Он был недалек от истины. Москву уже строили как ИЕРУСАЛИМ. И именно строительство Москвы попало на страницы Библии, в книги Неемии и Ездры, как строительство, «восстановление» Иерусалима. Может быть, Никон это еще помнил. Надо отдать ему должное — его постройки в Новом Иерусалиме под Москвой, около Звенигорода, оказались намного грандиознее, чем то, что изобразили западноевропейцы в Палестине в 1810 году. Никон точно воспроизвел в своем Новом Иерусалиме очень сложный и явно искусственный, придуманный «из головы» и возникший из-за непонимания старого текста, план старого храма св.Гроба Господня. См. подробности ниже.

Как мы уже говорили, см. ХРОН5, гл.12:9, Никон был лишен сана патриарха. В частности, и за его Новый Иерусалим [305], с.175. Больше подобных попыток — переноса Иерусалима — не делалось.