Библейская Русь. Часть 2.

10.4.24. Судные ворота Иерусалима — это Судный приказ Московского Кремля у Троицких ворот.

В заключение 3-й главы книги Неемии библейский автор поворачивает назад и еще раз, но очень вкратце, проходит уже проделанный им путь в обратном направлении. При этом Библия снова упоминает здесь Троицкие ворота, Угловую = Собакину башню и Спасскую башню. Вот этот текст:

«До дома нефинеев и торговцев, против ворот Гаммифкад и до угóльного жилья. А между угóльным жильем до ворот Овечьих…» (Неемия 3:31).

См. церковно-славянскую цитату-194.

10.4.24. Судные ворота Иерусалима — это Судный приказ Московского Кремля у Троицких ворот. Глава 10. «Восстановление»-постройка Иерусалима = Москвы после вавилонского пленения. Сколько было Иерусалимов и где они были построены. Библейская Русь. Часть 2.

Понять, что такое загадочные ворота Гаммифкад помогает Библейская Энциклопедия и Острожская Библия. В Библейской энциклопедии читаем:

«Гаммифкад… одни из ворот Иерусалима, иначе называемые Судные» [66], с.153.

А Острожская Библия прямо называет ворота Гаммифкад — Вратами СУДНЫМИ.

Но в Московском Кремле в самом деле были Судные ворота. Это — Троицкие ворота Кремля. Они же Навозные или Грязные, по Библии.

И.Е.Забелин сообщает, что в начале XVII века «у самых Троицких ворот находился СУДНЫЙ дворцовый приказ» [283], с.600. Он находился в XVII веке с левой стороны Троицких ворот, внутри Кремля [283], с.420.

На этом библейское описание Иерусалимской крепости заканчивается.

В заключение приведем интересную миниатюру из книги Guiart des Moulins «La Bible historiale», изданной в Париже якобы в конце XIV века [1485], с.82. Перед нами — иллюстрация к Первой книге Ездры, рис.10.55.

10.4.24. Судные ворота Иерусалима — это Судный приказ Московского Кремля у Троицких ворот. Глава 10. «Восстановление»-постройка Иерусалима = Москвы после вавилонского пленения. Сколько было Иерусалимов и где они были построены. Библейская Русь. Часть 2.

Комментарий таков:

«Изображено строительство храма в Иерусалиме по повелению Кира, царя Персов» [1485], с.86.

Очень любопытно, что здесь восстанавливаемый Иерусалим показан НА БЕРЕГУ РЕКИ. В самом деле, все три полосы вокруг рисунка, кроме левой вертикальной, зарисованы голубым цветом, то есть тут изображена вода. Причем по голубой реке бегут белые барашки волн. Левая полоса закрашена красным цветом и явно изображает сушу. Строитель, слева внизу, стоит на самом берегу реки, и его левая нога частично погружена в воду. Ступня ноги покрыта голубым цветом и проглядывает сквозь воду. Царь и его слуги переходят через реку, подходя к строящейся стене Иерусалима снаружи. В середине правой вертикальной полосы изображено нечто похожее на рыбу. На некоторых других миниатюрах в книге [1485] подобные голубые ленты, изображающие воду, иногда тоже встречаются.

10.4.24. Судные ворота Иерусалима — это Судный приказ Московского Кремля у Троицких ворот. Глава 10. «Восстановление»-постройка Иерусалима = Москвы после вавилонского пленения. Сколько было Иерусалимов и где они были построены. Библейская Русь. Часть 2.

На рис.10.56 мы приводим, например, миниатюру, иллюстрирующую библейский рассказ о сотворении Богом суши и воды. Суша изображена здесь красно-оранжевым цветом в центре, а снаружи ее охватывает голубая лента с белыми барашками, явно обозначающая воду. В некоторых случаях подобная лента может быть простым орнаментом, но в приведенных нами двух соседствующих в книге [1485] миниатюрах трудно сомневаться в том, что здесь показана именно вода.

Таким образом, средневековый автор, иллюстрировавший библейский рассказ о восстановлении Иерусалима, изобразил его на берегу реки. Как известно, у стен современного Иерусалима, в современной Палестине, никакой реки не протекает. А вот московский Кремль действительно стоит на берегу реки Москвы. Мы наталкиваемся на косвенное свидетельство правильности нашей реконструкции.